Осуществление политических и экономических преобразований в России
потребовало формирования качественно новой бюджетной системы, адекватной
федеративному устройству государства, разработки принципиально иной модели
межбюджетных отношений. Для этого был отпущен исключительно короткий
исторический промежуток времени. Во многом стихийно сложившаяся модель
межбюджетных отношений не позволяла государственным органам власти и органам
местного самоуправления в полной мере реализовывать свои функции. Бюджетные
проблемы стали основной причиной конфликтов между федеральным центром и
субъектами Федерации, между региональными и территориальными органами власти.
Положение усугублялось нарастанием кризисных явлений во всех сферах экономики,
включая бюджетную сферу. Это потребовало на протяжении всего пореформенного
периода вносить изменения в порядок организации и механизм реализации
межбюджетных отношений. Однако они носили бессистемный характер и не давали
желаемого результата.
Разработанная и одобренная постановлением Правительства РФ от 30 июля
1998 г. «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации
в 1999-2001 годах», определившая основные направления бюджетной политики,
внесла определенные позитивные сдвиги в бюджетный процесс, но всех проблем не
решила. Процесс реформирования межбюджетных отношений остается незавершенным,
острота проблемы не снижается, а напротив, возрастает. Не случайно одной из
основных задач департамента межбюджетных отношений, образованного в качестве
структурного подразделения Министерства финансов Российской Федерации в феврале
2003 г., является подготовка предложений по совершенствованию бюджетной системы
РоссийскойФедерации, развитию принципов бюджетного федерализма и механизма
межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации и целях наиболее
полного учета интересов и возможностей федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации.
В настоящее время практически невозможно представить ни одного документа
федерального, регионального и муниципального уровней, связанного с
социально-экономическим развитием, без упоминания или ссылки на тему
межбюджетных отношений.
Все более очевидно, что проблемы межбюджетных отношений имеют как
политическую, так и экономическую составляющие, а вот на вопрос, какая из них
является превалирующей, ответить не всегда просто.
Отсутствие четкого понимания сути и значения термина межбюджетные
отношения все чаще приводит к его некорректному употреблению в случаях, далеко
отстоящих от реальных причин той или иной проблемы региона или муниципального
образования.
Глава 1. Теоретические основы межбюджетных отношений
|