Важным направлением изучения налогового потенциала региона является его правовая составляющая. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют какие-либо нормативно-правовые акты, четко закрепляющие понятие сущности налогового потенциала региона. Однако, нормы, косвенно затрагивающие налоговый потенциал и касающиеся формирования консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики и реализации мер налоговой политики содержатся в Конституции РФ [3], Бюджетном Кодексе РФ [1], Налоговом Кодексе РФ [4], Законе КБР «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в КБР» [2].
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством, состоящим из равноправных субъектов РФ: краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые имеют право принимать нормативно-правовые акты, не противоречащие федеральным законам. Граждане Российской Федерации обязаны платить законно установленные налоги и сборы.
В Бюджетном кодексе РФ закреплены общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определены основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Кроме этого, Бюджетный кодекс содержит нормы, регулирующие отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходной части и использования расходной части бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Согласно статье 8 Бюджетного кодекса РФ, субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по установлению нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=108978;fld=134> о налогах и сборах в бюджеты субъектов РФ.
Налоговый кодекс РФ устанавливает виды региональных налогов, порядок введения их в действие и прекращения, а также элементы налогообложения, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (налоговые ставки, в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы). Налоговый кодекс РФ закрепляет нормативы распределения поступлений от некоторых налогов по уровням бюджетной системы РФ. Так, например, в ст. 284 НК РФ указано, что сумма налога на прибыль, исчисленная по налоговой ставке 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по ставке 18% - в бюджет субъекта Федерации. Нормативы отчислений в соответствующие бюджеты по другим налогам отражены в Бюджетном кодексе РФ, в соответствии с которым в бюджеты <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=108643;fld=134;dst=100512> субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
|