Из рисунка видно, что с 2008г. по 2009 г. идет увеличение поступлений акциза в бюджет. После 2009г. идет устойчивая тенденция к снижению поступлений акцизов, а после 2010г. будет наблюдаться небольшой рост. причем в прогнозируемом периоде поступления в среднем будут расти на 3%.
Теперь рассмотрим поступления регионального налога на имущество организаций и физических лиц.
Так, поступления по налогу на имущество организаций и физических лиц, занимают третье место по величине поступлений в городском бюджете и являются не столь значительными, как по НДФЛ и налогу на прибыль, но сохраняют достаточно стабильный рост.
Для большей наглядности, полученные прогнозные результаты представлены на рисунке 10.
Рисунок 10 - Фактические и прогнозные значения поступлений налога на имущество организаций в 2006-2013 гг.
Из рисунка 10 видно, что поступления по данному налогу имеют устойчивую тенденцию к росту. Причем в прогнозируемом периоде планирует увеличение поступлений этого налога почти на 68%.
Выводы и предложения
В Кабардино-Балкарской Республике не существует отдельного нормативно-правового акта, содержащего методические рекомендации по оценке налогового потенциала. Непосредственно оценка налогового потенциала производится при разработке законопроектов бюджета Республики на предстоящий год. Данная оценка также проводится и при разработке прогноза социально-экономического развития региона, а также в течение финансового года для внесения корректировок в принятые акты и для разработки экономической, бюджетной и налоговой политики КБР. Данный процесс регламентирует закон КБР «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике», который устанавливает структуру бюджетной системы, бюджетное устройство и определяет порядок организации бюджетного процесса в республике.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие направления совершенствования законодательства в сфере практического применения налогового потенциала в планировании и прогнозировании налоговых доходов регионального бюджета.
Во-первых, необходимо четкое закрепление в законодательстве понятия «налоговый потенциал» как на федеральном, так и на региональном уровне.
В экономической литературе под налоговым потенциалом понимается максимально возможная сумма начислений налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства в данном субъекте РФ и рассчитывается как сумма фактически собранных налогов и сборов, задолженности, реальной к взысканию, и сумма налоговых льгот.
Если рассматривать с правовой точки зрения налоговый потенциал - это установленная на федеральном (региональном) уровне норма возможных налоговых поступлений на следующий финансовый год в бюджет согласно действующему законодательству, то есть налоговый потенциал представляет собой «налоговый план» в количественном выражении.
Во-вторых, необходимо разработать общую методологическую базу расчета налогового потенциала на федеральном и региональном уровне, для составления «налогового плана» на будущий финансовый год.
Во избежание противоречий в законодательстве, целесообразно выделить федеральный «налоговый план» и региональный «налоговый план».
Федеральный «налоговый план» должен основываться на единой методологической концепции процесса планирования и прогнозирования налоговых доходов.
Региональный «налоговый план» предусматривает нормативно-правовые акты, корректирующие его с точки зрения специфики субъекта РФ.
Таким образом, в целях совершенствования законодательства, затрагивающего оценку налогового потенциала, необходимо создание методологической основы ее расчета, закрепленной в федеральной и региональной налоговой политике.
Приложения
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых УФНС РФ по КБР, включая налоги и взносы на социальные нужды, по территории Кабардино-Балкарской Республики за 2010 год
Наименование показателей |
2009 год |
2010 год |
2010г. в% к 2009г. (млн. рублей) |
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей по КБР |
7 595,1 |
7 642,7 |
100,6 |
в том числе по основным налогам: | | | |
Налог на прибыль организаций |
687,4 |
1 061,9 |
154,5 |
Налог на доходы физических лиц |
2 498,9 |
2 705,9 |
108,3 |
Акцизы |
2 657,4 |
2 034,8 |
76,6 |
НДС |
412,6 |
308,7 |
74,8 |
Единый налог на совокупный доход |
491,4 |
534,1 |
108,7 |
Налоги на имущество |
823,6 |
990,3 |
120,2 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|