На уровне Российской Федерации в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности.
В рамках перехода на новый принцип планирования распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в которой, наравне с уже действующими федеральными целевыми программами и ведомственными целевыми программами, вводится более широкое понятие государственной программы Российской Федерации.
Новый принцип планирования также предлагается внедрить на уровне Чувашской Республики.
Внедрение нового программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения процесса составления и утверждения республиканского бюджета Чувашской Республики.
Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности органов исполнительной власти Чувашской Республики, отвечающих за реализацию соответствующих программ и подпрограмм, уточнения их структуры и полномочий [3].
Укрупнение структуры расходов позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись республиканского бюджета Чувашской Республики и одновременно расширить полномочия главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики в формировании и ведении собственных бюджетных росписей.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, адресной инвестиционной программы, обоснований бюджетных ассигнований.
В условиях глобализации экономики, подверженной действию множества непредсказуемых факторов, эффективное и ответственное управление общественными финансами является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, развития и повышения благосостояния граждан. Высокие риски продолжения глобального экономического кризиса и связанные с этим возрастающие риски для общественных финансов подчеркивают необходимость и важность хорошо продуманных и эффективно организованных действий органов власти Чувашской Республики при проведении бюджетной политики, ориентированной на создание надежного фундамента устойчивого развития Чувашской Республики на будущее.
Объективными факторами для разработки и реализации Программы являются:
необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств, реализации приоритетных национальных проектов и социально значимых республиканских целевых программ в условиях сложившегося высокого уровня дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики и государственного долга, а также снижения бюджетных возможностей вследствие замедления развития экономики;
ожидаемое сокращение объемов финансовой помощи из федерального бюджета в рамках проводимой на федеральном уровне политики оптимизации межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации;
необходимость выполнения норм и требований законодательства Российской Федерации, принятых в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы;
необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению бюджетных услуг, увеличения бюджетной обеспеченности во всех сферах социально-культурной сферы;
высокая степень потребности в инвестициях практически во всех областях государственной деятельности, включая сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обеспечения.
Наряду с вышеперечисленными объективными факторами существуют некоторые системные недостатки и нерешенные проблемы в сфере управления общественными финансами:
недостаточная увязка стратегического планирования с бюджетным планированием, слабость комплексной оценки всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;
сложившаяся организационно-правовая структура бюджетной сети, не способствующей развитию конкуренции и устранению барьеров на пути привлечения частного сектора к оказанию государственных (муниципальных) услуг;
Перейти на страницу: 1 2 3
|