В настоящее время Пенсионный фонд РФ (ПФР) является одним из важнейших участников пенсионной реформы, которая ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.
Начало реформы было положено в 2001 году. За прошедшие после фактического начала реформы годы из 10 основных целей наиболее полно реализована только одна - снижение налогового бремени на работодателя. Частично реализованными можно признать 2 цели - построение пенсионной системы на основе страховых принципов и введение в ее структуру накопительных механизмов. Остальные 7 важнейших целей пенсионной реформы (обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров, финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования, всеобщий охват работающего населения системой пенсионного страхования, снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов, формирование профессиональных пенсионных систем, легализация трудовых доходов, создание конкуренции и допуск на пенсионный рынок частного сектора) не достигнуты, несмотря на то, что формально в действующем законодательстве механизм реализации большей части из них предусмотрен.
Таким образом, к настоящему моменту степень достижения поставленных целей пенсионной реформы низка. Основные показатели деятельности ПФР отражают вектор дальнейшего ускорения процесса проведения пенсионной реформы, что, в свою очередь, предполагает принятие мер, обеспечивающих более полное решение задач, поставленных пенсионной реформой.
Летом 2009 года был принят ряд законодательных актов, которые уже с 1 января 2010 года в значительной степени изменяют российскую пенсионную систему. Изменения эти затрагивают нынешних и будущих пенсионеров, всех работодателей и, конечно, ПФР.
Пенсионная реформа требует от ПФР точного администрирования: придется учитывать число пенсионеров, в том числе пенсионеров-минимальщиков, величину прожиточного минимума в каждом регионе, его соотношение с федеральным уровнем и величину дополнительных средств для каждой территории, причем в автоматическом режиме, поскольку все вышеприведенные показатели, естественно, находятся в постоянной динамике.
В первую очередь речь идет о валоризации пенсионных прав граждан и установлении неработающим пенсионерам социальной доплаты к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания. Эти две меры решают важнейшие социальные задачи по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров - валоризация увеличивает пенсии более чем 35 млн. пенсионеров, а установление соцдоплаты к пенсии ликвидирует бедность среди пенсионеров, то есть больше в России нет пенсионеров, чей месячный доход ниже прожиточного минимума. Это крупнейшие по своим объемам пенсионные выплаты в истории России, на которые в 2010 году из федерального бюджета выделено более 530 млрд. рублей.
Увеличение пенсии за счет валоризации у каждого пенсионера индивидуально. В среднем по России это 1100 рублей. Точную информацию можно получить в управлении ПФР по месту жительства гражданина.
Валоризация - это переоценка расчетного пенсионного капитала, сформированного на 1 января 2002 года. На языке социальных работников, можно сказать, что это увеличение пенсионных прав.
Правила и принципы проведения валоризации зафиксированы в федеральном законе. Главные из них: пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10 процентов прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу было добавлено по 1 проценту, при этом все ограничения по стажу сняты.
Перейти на страницу: 1 2 3
|