Пенсионная система России представляет собой довольно сложное для понимания сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная (трудовая) пенсия еще будет назначена. По-прежнему нынешним пенсионерам пенсия выплачивается из сумм, полученных налогообложением зарплат (фонда оплаты труда) работающего поколения.
Винар дезиконт купить, индикатор дезиконт http://www.infodez.ru. С принятием пакета пенсионных законов об обязательном пенсионном страховании и трудовых пенсиях, определилась следующая структура системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации:
обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей);
добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей и самостоятельных пенсионных накоплений граждан [11, с.65].
В историческом аспекте система государственных пенсий в СССР не была всегда одинаковой - за семьдесят с лишним лет она претерпела довольно сильные изменения.
К концу существования СССР право на пенсию имел практически любой работник при наличии определенного трудового стажа. В СССР был установлен достаточно низкий пенсионный возраст - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин при стаже работы соответственно 20 и 25 лет. Тем, кто трудился на тяжелых или вредных производствах (шахты, горячие цеха), в неблагоприятных климатических условиях (на Севере) или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались еще более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращенный необходимый стаж.
В зависимости от желания человека, выходящего на заслуженный отдых, при назначении ему пенсии учитывалась средняя зарплата за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией. Общая сумма полученной за всю трудовую жизнь зарплаты не влияла на размер пенсии, а дополнительный трудовой стаж влиял незначительно. При этом существовали минимальный и максимальный размер пенсии, что зачастую приводило к так называемой «уравниловке».
Расходы на выплату пенсий осуществлялись частично за счет страховых взносов, которые предприятия в обязательном порядке уплачивали в бюджет, частично - за счет других бюджетных доходов. При такой организации финансирования не было необходимости в создании государственного Пенсионного фонда как отдельного финансового института. В связи с развитием рыночных отношений в 1990 году был учрежден Пенсионный фонд СССР, но уже в 1991 году он прекратил свое существование [5, с.44].
Поскольку в ходе рыночных реформ подавляющее большинство предприятий и организаций стало негосударственными (одни приватизировались, другие сразу создавались как частные), то государству пришлось ввести отдельные платежи в ПФР - «страховые взносы» по ставке 28% от начисленной оплаты труда. Формально они назывались не налогами, а «платежами во внебюджетные фонды», но суть от этого не менялась: с каждого рубля выплаченной зарплаты работодатель должен был заплатить 28 копеек в ПФР. Впоследствии эти взносы были включены в состав единого социального налога (ЕСН).
В настоящее время система государственного пенсионного обеспечения в нашей стране переживает глубокий кризис. Все попытки спасти находящуюся на грани банкротства систему пенсионного обеспечения приводят к еще большей путанице при расчете пенсий, законодательной неразберихе и, как следствие, ухудшению положения пенсионеров. Ибо причины кризиса нынешней пенсионной системы кроются не только в экономической сфере, где произошел массовый обвал производства, появилась безработица и существенно снизилась заработная плата, но, в первую очередь, в механизмах пенсионной системы.
Наша пенсионная система по сути своей осталась системой социальной помощи, а не страхования. В существующей системе пенсионных выплат около половины не увязаны с уплатой страховых взносов. Речь идет о многочисленных досрочных пенсиях на льготных условиях - за особые условия труда, работу на Севере, выслугу лет. Разумеется, многие эти выплаты оправданы, но производиться они должны за счет специально изысканных на то ресурсов, что, к сожалению, не было принято во внимание.
Пенсионное обеспечение в нашей стране все в меньшей степени зависит от размеров страховых взносов, то есть нарушается главный принцип социального страхования - эквивалентность страховых взносов и выплат. На практике это означает, что независимо от стажа, уровня квалификации, средней заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы, пенсии у всех категорий граждан примерно одинаковы.
В целом в современной пенсионной системе России можно выделить, по нашему мнению, следующие недостатки:
основная финансовая нагрузка в пенсионном обеспечении (около 90% всех расходов) ныне ложится на работодателей;
не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий, как и прежде, не зависит от объема страховых платежей. Введение так называемого «индивидуального коэффициента пенсионера» не смогло решить эту проблему;
Перейти на страницу: 1 2 3
|