Рассмотрим изменения в работе ПФР, характеризующие эффективность пенсионной реформы. Отделением ПФР по РТ за 2008 г. было зарегистрировано 74025 обращений, что на 13,2% больше аналогичного показателя 2007 г. За назначением трудовой пенсии зарегистрировано 67501 обращения; пенсий по государственному обеспечению 6 524 обращения. За 2008 год назначено 71093 пенсий - 96% от общего количества обратившихся за назначением пенсий. По сравнению с данными за 2007 г. этот показатель вырос на 0,75% процентных пункта (62219 пенсий назначено, или 95,25%). Из них:
трудовых пенсий назначено - 64573 (95,7% - от количества обратившихся за назначением пенсий);
пенсий по государственному пенсионному обеспечению- 6520 (99,9% - от количества обратившихся за назначением пенсий).
Соответственно за 2008 г. было назначено на 8 874 пенсий больше, чем за этот же период 2007 г., трудовых пенсий назначено на 7 537 больше, пенсий по государственному пенсионному обеспечению - на 1 337 больше.
Следует отметить, что на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в 2008 г. было назначено 53535 пенсий, что составило 82,9% от общего количества назначенных трудовых пенсий (в 2007 г. - 51731 пенсия или 90,7% от общего количества назначенных трудовых пенсий).
Анализ отчетных данных за 2006-2008 гг. позволяют сделать вывод о том, что количество пенсий, назначенных в 10 дневный срок, в процентах от общего количества назначенных пенсий возросло на 16,2% процентных пункта (соответственно 94,26% и 78% пенсий), что свидетельствует о повышении качества работы территориальных органов ПФР. Ускорение назначения пенсий указывает на эффективность проведенной в ходе реформы работы по совершенствованию деятельности отделений ПФР.
Таблица 3.3 - Динамика сроков назначения пенсий, %
Срок |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
За 10 дней |
43,3 |
78,0 |
94,2 |
От 10 до 30 дней |
34,2 |
15,0 |
4,4 |
От 1 до 3 мес. |
21,0 |
6,3 |
1,2 |
Свыше 3 мес. |
1,5 |
0,7 |
0,05 |
Как видно из табл. 3.3., за период 2006-2008 гг значительно сократились сроки назначения пенсий, что указывает на повышение эффективности работы ОПРФ по РТ. В 2008 г. застрахованные лица, как и 2007 г. в основном переводили свои пенсионные накопления из ПФР в негосударственные пенсионные фонды. Так, по сравнению с 2007 г., доля застрахованных лиц, направивших свою накопительную часть в НПФ, выросла на 28,7% процентных пункта и составила 96,6%. Доля желающих инвестировать свою накопительную часть сократилась на 28,8% и составила 3,1%.
В 2008 году на 6 800 чел. уменьшилась численность получателей пенсий в размере ниже прожиточного минимума пенсионера. По состоянию на 1.01.2009г. она составила 218 615 чел. (в 2005 г. - 225 415 чел.). Рост их численности наблюдается только в 4 районах республики: Ютазинском, Верхнее-Услонском, Сабинском и Тукаевском районах. Самый высокий прирост (на 467 чел.) наблюдается в Верхнее-Услонском районе.
В то же время необходимо отметить, что уровень пенсионного обеспечения напрямую зависит от дисциплины работодателя, полной и своевременной уплаты налогов и страховых взносов. Неуплата этих взносов ведет к ущемлению пенсионных прав застрахованных лиц. Общая сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам в настоящее время составляет на 01.01.2009 г. по РТ более 2,7 млрд.руб., она сопоставима с месячным расходом Пенсионного фонда Республики Татарстан на осуществление всех видов выплат. Также важной проблемой пенсионной реформы является слабая информированность населения о сути инвестирования накопительной части трудовой пенсии. В результате своим правом на инвестирование пенсионных накоплений через негосударственную управляющую компанию граждане практически не пользуются.
|