банкротство финансовый прогнозирование оздоровление
Термин «банкрот» (от итал. вanco - скамья, банк и rotto - сломанный) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговлю или финансовую деятельность. Отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что его скамью ломали. Это обязательство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением остальных.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» принят Государственной Думой 27 сентября 2002 г., одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 г.
Банкротство - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате других обязательных платежей. Основным признаком банкротства является неспособность предприятия обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей. По истечении этого срока кредиторы получают право на обращение в арбитражный суд о признании предприятия - должника банкротом [3, с. 198].
Первый Банкротский устав появился в Англии в 1825 г. при Георге IV. Этот акт расширил число субъектов, имеющих право заявлять о банкротстве, отнеся к ним должника; допустил заключение мирового соглашения большинством 9/10 кредиторов по сумме требований. Конкурсный устав 1849 г. предоставил право должнику заявить о своем банкротстве только одновременно с обещанием немедленной уплаты 25% долга. В 1883 г. вступил в силу Конкурсный устав, основными идеями которого были: предоставление льгот несчастному должнику; предоставление права управления имуществом должника не кредиторам, а административным органам. Устав 1883 г. снял все ограничения для должника, желающего объявить о своем банкротстве, и запретил возбуждать конкурс суду.
Первые законы, регулирующие конкурсные отношения, в России появились гораздо позже, чем в других европейских странах. Наиболее интенсивно институт банкротства начинает развиваться с XVIII в., что связано с ростом капиталистических отношений после реформ Петра I. К 1740 г. было составлено несколько проектов Устава о банкротах, один из которых - Проект Президента коммерц-коллегии барона Менгдена, принятый и окончательно утвержденный 15 декабря 1740 г. В 1832 г. в России был принят Устав о торговой несостоятельности, который действовал до 1917 г. Этот Устав состоял из девяти глав, включающих 138 статей, вводился в действие без обратной силы и применялся только к случаям несостоятельности лиц, осуществляющих торговлю [19, с. 13 - 15].
Редакция закона о банкротстве в условиях рыночных отношений была принята в 1992 году. Этот документ был одобрен практически беспрепятственно, т.к. основной задачей законодателей было хоть как-то регламентировать непрерывно растущее количество банкротств. В 1998 году депутаты разработали следующую редакцию закона, стараясь учесть проблемы и недостатки, выявленные в результате применения первой редакции, однако и этот закон не смог защитить предприятия от банкротства и связанных с ним нарушений. К тому моменту арбитражные управляющие стали главными виновниками незаконного передела собственности. Они фактически были зависимы от мнения и пожеланий кредиторов. Собственники предприятий - банкротов же присутствовали в процессе лишь формально, не имея возможности отстаивать свои интересы. Следовательно, в банкротстве участвовало лишь три стороны - кредитор организации, арбитражный управляющий и суд. На деле же получалось, что имущество компании-должника целиком доставалось кредиторам. Для экономики такое положение было крайне негативным, поскольку многие из предприятий банкротились намеренно. В результате был принят Закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26 октября 2002 г. [1]. Его концепция была создана на основе внимательного изучения технологии и процедуры захвата бизнеса.
К причинам банкротства относятся [16, с. 10]:
) влияние внешних факторов макросреды, которые делятся на:
− экономические: кризисное состояние экономики страны, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров, а также неправильная фискальная политика государства и высокий уровень налогообложения;
− политические: внешнеэкономическая политика государства, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства;
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|