Методика антикризисного анализа деятельности предприятия

Показатели рентабельности предприятия также необходимо учитывать при оценке финансового состояния предприятия (табл. 1.5).

Таблица 1.5 - Показатели рентабельности

Показатель

Как рассчитывается

Что показывает

Рентабельность продаж

Отношение прибыли от реализации к выручке ()Показывает доходность реализации, т.е. на сколько рублей нужно реализовать продукции, чтобы получить 1 рубль прибыли

Рентабельность основной деятельности

Отношение прибыли от реализации к себестоимость реализации продукции ()Показывает долю прибыли приходящуюся на рубль затрат от реализации.

Рентабельность капитала предприятия

Отношение чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль) к среднему итогу баланса ()Характеризует доходность (способность зарабатывать прибыль на используемый капитал) предприятия независимо от структуры его капитала.

Рентабельность внеоборотных активов

Отношение чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль) к средней стоимости внеоборотных активов ()Показывает величину чистой прибыли, приходящейся на единицу стоимости внеоборотных активов

Рентабельность собственного капитала

Отношение чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль) к средней величине собственного капитала ()Показывает долю прибыли на каждый инвестированный рубль.

Заключительным этапом антикризисного анализа является изучение основных факторов, обусловливающих кризисное развитие предприятия. В общем виде их делят на внешние и внутренние.

Исследуются только те факторы, входящие в их состав, которые оказывают негативное воздействие на деятельность организации, предприятия. Степень этого воздействия может быть определена посредством одно- или многофакторных корреляционных моделей.

В ходе институциональных преобразований в России формируется рыночно ориентированная система национального хозяйства, в которой ряд секторов (энергетика, транспорт, торговля и другие) во многом приблизились к международным требованиям [36].

Тем не менее, теория и практика финансового оздоровления находятся в стадии формирования. Как в отношении антикризисного управления в целом, так и применительно к его составляющей - финансовому оздоровлению, сохраняется различие взглядов по методологическим, функциональным, организационным и многим другим вопросам.

Таким образом, эффективность механизма финансового оздоровления должна базироваться на адекватной информационной поддержке, целенаправленном учетно-аналитическом инструментарии, учитывающем определенные правила взаимодействия организации с внешней средой, специфику ее организационной структуры и условий деятельности.

На современном этапе развития российской экономики на первый план выходят проблемы, связанные с выявлением неблагоприятных тенденций развития предприятия, выбора метода оценки банкротства. А методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности прогнозировать неблагоприятный исход, практически нет.

В настоящее время отечественные и зарубежные специалисты предлагают различные методы анализа финансовой отчетности, которые отличаются друг от друга в зависимости от целей и задач анализа, информационной базы, технического обеспечения, оперативности решения аналитических и управленческих задач, опыта и квалификации персонала.

При проведении процедуры оценки необходимо принять решение: будет ли она основана на использовании одного критерия, либо будет решаться многокритериальная задача. Ориентация на один критерий, даже привлекательный с позиции теории, на практике не всегда оправдана. Использование многокритериальной системы оценки также имеет свои минусы: гораздо легче принять решение в условиях однокритериальной задачи, чем многокритериальной. Но в любом случае, каждое прогнозное решение подобного рода независимо от числа критериев является субъективным. К использованию рекомендуемых пороговых значений показателей, публикуемых в экономической литературе, необходимо подходить взвешенно, учитывая специфику деятельности того или иного предприятия.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.