В настоящее время рыночная ситуация такова, что важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная - препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами.
Чтобы обеспечить «выживание» предприятия в условиях рынка, управленческому персоналу требуется оценивать возможные и целесообразные темпы его развития с позиции финансового обеспечения, выявлять доступные источники средств, способствуя тем самым устойчивому положению и развитию предприятия.
Устойчивое финансовое положение, в свою очередь, оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность, как составная часть хозяйственной деятельности, должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Рассчитанное значение коэффициента текущей ликвидности ИП Паршин А.В. на конец 2010 г. равно 0,894. В экономической теории существует множество мнений на тему о том, какое значение коэффициентов ликвидности должно приниматься за оптимальное, а также за минимально допустимое. В реальности, однако, единственным постулатом является минимально допустимое значение коэффициента текущей ликвидности, равное 1 (при этом значении чистый оборотный капитал предприятия равен 0, т.е. оборотные активы полностью финансируются за счет краткосрочных обязательств). Если коэффициент текущей ликвидности компании меньше 1, то она является неплатежеспособной по своим текущим обязательствам [47]. Коэффициент текущей ликвидности может быть увеличен за счет сокращения целевого уровня (на конец бюджетного периода) краткосрочных обязательств, увеличения целевого балансового остатка оборотных активов либо в результате сочетания первого и второго подходов. Например, при снижении краткосрочных обязательств на 5%, коэффициент текущей ликвидности вырастет на 6,5%.
Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами предприятия (-0,98 при нормативе 0,6 - 0,8) говорит о недостатке собственных оборотных средств. В такой ситуации нужно увеличивать капитал и резервы (раздел III Бухгалтерского баланса) за счет формирования добавочного, резервного капиталов.
Возможны следующие шаги оптимизации ликвидности предприятия:
− увеличение собственных средств, которое может быть достигнуто за счет повышения прибыльности деятельности организации и дальнейшего направления чистой прибыли на увеличение собственных средств;
− совершенствование работы по управлению оборотным капиталом, которые могут состоять в сокращении периодов оборота элементов текущих активов и (или) увеличении периодов оборота элементов текущих пассивов;
− оптимизация инвестиционной политики, т.е. приведение масштабов капитальных вложений в соответствие реальным финансовым возможностям организации;
− оптимизация финансовой политики;
− реализация части постоянных активов, не используемых в процессе производства.
Кроме того, возможны следующие шаги по управлению оборотным капиталом:
− укрепление финансовой и расчетно-платежной дисциплины;
− проведение претензионно-исковой работы с покупателями и заказчиками за просрочку платежей;
− улучшение постановки на учет;
− принятие мер по увеличению уровня оплаты денежными средствами путем использования прибыльного портфеля заказов;
− введение в практику взаимоотношений с потребителями-неплательщиками возможности индексации просроченных платежей с целью обеспечения защиты денежных средств от инфляции и повышения заинтересованности покупателей и заказчиков в своевременных расчетах;
− разработка технических мероприятий, обеспечивающих возможность индивидуального воздействия на потребителя в зависимости от его платежеспособности (отказ от заказов неплатежеспособным покупателям и заказчикам);
|