Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшей является баланс. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации на отчетную дату. По балансу характеризуется состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций.
Данные баланса необходимы собственникам для контроля над вложенным капиталом, руководству предприятия при анализе и планировании, банкам и другим кредиторам - для оценки финансовой устойчивости [20,с.87].
Однако анализ непосредственно по балансу - дело довольно трудоемкое и неэффективное, так как слишком большое количество показателей не позволяет выделить главные тенденции в имущественном и финансовом состоянии организации.
Один из создателей балансоведения Н.А. Блатов рекомендовал исследовать структуру и динамику имущественного и финансового состояния предприятия при помощи аналитического баланса. Его можно получить из исходного баланса путем уплотнения, агрегирования некоторых однородных по составу балансовых статей и их перекомпоновки. Тем самым может быть резко сокращено число статей баланса, повышена его наглядность.
Аналитический баланс используется при проведении вертикального и горизонтального анализа, в ходе которого изучаются структура баланса, тенденции изменения его отдельных статей и разделов, степень прогрессивности и оптимальности имущества предприятия.
Исходными данными для составления аналитического баланса ООО «Химпромсервис» послужила годовая отчетность за период с 2005 по 2009 годы. В свою очередь, на основании аналитического баланса был проведен вертикальный и горизонтальный анализ баланса.
Вертикальный анализ баланса показывает структуру средств предприятия и их источников, когда суммы по отдельным статьям и разделам берутся в процентах к валюте баланса. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге.
Можно выделить две основные черты, обуславливающие необходимость и целесообразность проведения вертикального анализа:
переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям;
относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике.
Результаты проведенного вертикального анализа даны приложение 1 и в таблице 1.
Согласно данным аналитического баланса сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении ООО «Химпромсервис», за анализируемый период постоянно увеличивается (см. приложение А). Если в 2005 году она составляла 1915 тыс. руб., то в 2009 году - 5611 тыс. руб. Рост этого показателя в динамике благоприятен и свидетельствует о наращивании экономической мощи предприятия.
Во-первых, как показывают приведенные в таблице 1 данные, структура активов и источников финансирования фирмы практически не меняется. Это говорит о том, что компания уже прошла период становления и находится на стадии развития.
Во-вторых, оборотные активы организации составляют основную часть общей суммы средств - на конец 2009 года их доля в активах составила 98,4%, в то время как доля внеоборотных всего лишь 1,6%. Подобное положение характерно для фирм, занимающихся посредническими услугами. Как правило подавляющая часть средств торгового предприятия вложена в его товарные запасы, т.е. оборотные средства.
В-третьих, наблюдается устойчивое и достаточно резкое увеличение доли производственных запасов. Если в 2005 году этот показатель был равен 15,1%, то на конец 2008 года он составил 64,7% от общей суммы хозяйственных средств, что свидетельствует о наращивании объемов деятельности ООО «Химпромсервис»». Однако на конец 2009 года этот показатель равен всего лишь 5,6%. Это говорит о том, что темп объема деятельности не только упал по сравнению с предыдущим периодом, но и ниже более чем в два раза аналогичного показателя в 2005 году.
В-четвертых, изменение фирмой своей политики в отношении покупателей привело к снижению дебиторской задолженности более чем в два раза, но на короткий промежуток времени, что рассматривается как благоприятный фактор. А уже на конец анализируемого периода задолженность покупателей составила 78,6%.
|