Центральный банк РФ в соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке РФ» выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основной целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы.
В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций [2]:
· разработка и проведение контрольно-денежной политики
· регулирование денежного обращения
· регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними
· осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе
· организация валютного регулирования
· хранение золотовалютных запасов страны
Для их исполнение ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:
· установление правил, регламентирующих деятельность кредитных организаций
· осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций
· установление и осуществление контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов кредитными организациями
· установление резервных требований
· рефинансирование кредитных организаций
· проведение дисконтной политики
· проведение операций на открытом рынке
· осуществление валютных интервенций.
Но и в деятельности ЦБ РФ произошли очень большие изменения.
Августовский кризис 1998 года выявил недостаточную эффективность системы надзора ЦБ РФ, осуществляемой за деятельностью коммерческих банков. В связи с этим возникла идея ликвидации его надзорной монополии и объединения надзорных функций всех финансовых институтов в особом государственном надзорном органе, а также создания контроля за операциями на всех сегментах финансового рынка. Сторонники подобной системы, внесли поправки подобного рода в Закон о ЦБ РФ, ссылаясь на международный опыт. В большинстве западных стран надзорные функции выполняют независимые от ЦБ организации. Скорее всего, на процедуру передачи этих функций в нашей стране будет отведено несколько лет.
Именно так в середине 90-х годов поступили власти Великобритании. В прошлом году функции надзора Банка Англии были переданы специально созданной комиссии по надзору за финансовыми службами.
Самому Банку России в подобной ситуации останется следить за проведением денежной политики, осуществлять хранение средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, проводить операции по обслуживанию государственного долга [16].
Западные страны отличаются от России стабильностью законодательства, в том числе и налогового, и развитой судебной системой. У нас же создание подобного органа может привести не к усилению позиции государства, а к возникновению нового криминального бизнеса. Нет никаких гарантий, что из подобного досье о финансовом положении гражданина (для этого ему не обязательно быть нарушителем закона) информация не начнет утекать в различные криминальные структуры.
Другая причина в том, что создание отдельного органа надзора за деятельностью коммерческих банков потребует дополнительных бюджетных расходов.
Тем не менее, В. Путин одобрил идею создания финансовой разведки. По сути предполагается, что это аналитический центр, отслеживающий финансовые операции на суммы превышающие 10000 $. Финансовая разведка находиться в структуре Минфина РФ. В ней будут работать эксперты - гражданские люди, отслеживающие движение финансовых потоков. Для нее не должно быть ни банковских, ни иных тайн. В подобной службе работают во Франции 30 человек, в Голландии - 20.
|