Понятие состав и структура собственных оборотных средств

Рассматривают также величину собственных и долгосрочных заемных средств (СДОС). Она определяется как разность между собственными и долгосрочными заемными средствами и внеоборотными активами:

СДОС = СОС + ДО

Этот показатель равен величине имеющихся в распоряжении организации оборотных средств, которые не могут быть востребованы в следующем отчетном периоде.

Традиционно считается, что уменьшение СДОС является негативной тенденцией, а рост - позитивной. Однако в случае, когда организация погашает долгосрочные займы, она неизбежно снижает и величину СДОС. Погашение долгосрочных обязательств является несомненным достижением, в этом случае уменьшение СДОС считается оправданным.

Достаточность нормальных источников формирования запасов и затрат организации характеризует общая величина источников запасов и затрат (ОВИЗЗ). Ее рассчитывают по формуле:

ОВИЗЗ(общая величина источников запасов и затрат)= СДОС(собственные и долгосрочные заемные средства) +КО + Поставщики и подрядчики + Задолженность перед персоналом + Авансы полученные

По экономическому содержанию увеличение ОВИЗЗ положительно влияет на платежеспособность организации. Это увеличение достигается привлечением большого количества товарных кредитов, авансов под работы и заказы, минимизацией различных видов внеоборотных активов.

Наличие у организации запасов и затрат в незавершенном состоянии при ведении нормальной финансово-хозяйственной деятельности определяется показателем ЗЗ. Он рассчитывается следующим образом:

ЗЗ (запасы и затраты) = Запасы + НДС

Показатель ЗЗ зависит от характера производства. Значительный рост запасов за отчетный период свидетельствует о проблемах со сбытом продукции и товаров, существенных складских и других накладных расходах. Резкое уменьшение показателя ЗЗ может указывать на проблемы со снабжением или на намерение организации прекратить производство.

Для оценки платежеспособности организации определяют численное значение трех показателей: ФП1, ФП2, ФП3.

Показатель ФП1 характеризует достаточность собственных оборотных средств для финансирования запасов и затрат:

ФП1 = СОС(собственные оборотные средства) - ЗЗ.(Запасы и затраты.)

Достаточность собственных и долгосрочных заемных средств для финансирования запасов и затрат определяется величиной ФП2

ФП2 = СДОС(собственные и долгосрочные заемные средства) - ЗЗ(запасы и затраты)

Показатель ФП3 рассчитывается по формуле:

ФП3 = ОВИЗЗ(общая величина источников запасов и затрат) - ЗЗ.(Запасы и затраты)

В зависимости от величины этих показателей различают четыре типа финансовой устойчивости:

1. абсолютная устойчивость - все три показателя больше нуля. Организация имеет излишек всех источников запасов и затрат. В любой момент времени она обладает платежеспособностью, не допуская задержек расчетов и платежей;

2. нормальная (или относительная) устойчивость. Показатель ФП1 меньше нуля, а показатель ФП2 и ФП3 - больше нуля. Организация обладает относительно стабильным финансовым состоянием, СДОС(собственные долгосрочные и заемные средства) и ОВИЗЗ(общая величина источников запасов и затрат) характеризуются излишками. Периодически может возникать недостаток СОС. Платежеспособность обеспечивается, но для оплаты первоочередных платежей привлекаются долгосрочные заемные источники финансирования;

. неустойчивое финансовое состояние. Показатели ФП1 и ФП2 меньше, показатель ФП3 - больше нуля. В этом случае возникают задержки обязательных платежей и расчетов, организация испытывает хроническую нехватку «живых» денег, образуются долги перед работниками по заработной плате. Испытывается недостаток СОС и СДОС. Такое финансовое состояние в общем случае является пограничным между нормальной устойчивостью и кризисным финансовым состоянием. Для восстановления нормальной устойчивости следует увеличивать показатели СОС и СДОС. Если произойдет уменьшение показателя ОВИЗЗ или увеличатся запасы и затраты (ЗЗ), то финансовый кризис неизбежен;

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.