Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриального общества это означает:
1. социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества;
2. социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности;
. научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством.
В инновационном менеджменте следует выделять два уровня.
Первый представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы.
Второй уровень инновационного менеджмента являет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управления, анализы инновационной деятельности, применение новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, на продуктовые и финансовые потоки.
Становление инновационного менеджмента тесно связано с «раскрепощением» личности и повышением уровня межличностного общения, при этом творческий процесс создания новшества становится предметом свободного нравственного и эмоционального выбора личности.
Функциональный инновационный менеджмент направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. Задачей инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществление контроля. Виды и функции инновационного менеджмента показаны в таблице 1.
Таблица 1 - Виды и функции инновационного менеджмента
Функции инновационного менеджмента |
Виды инновационного менеджмента | |
Стратегический |
Функциональный, оперативный |
Прогнозирование |
Стратегии приоритетов развития и роста |
Новых товаров, технологий |
Планирование |
Экспансия в новые отрасли, рынки |
Повышение качества и конку- рентоспособности товаров |
Анализ внешней среды |
Анализ макроэкономи- ческой, политической и рыночной конъюнктуры |
Анализ поведения конкурентов, емкости рынка, объемов продаж и т.д. |
Анализ внутренней среды |
Анализ конкурентных преимуществ фирмы |
Анализ факторов эффективнос- ти производства продукции |
Виды решений |
Стратегические реше- ния по целям миссии и развитию фирмы |
Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств |
Мотивация |
Обеспечение фирме динамического роста и конкурентоспособности |
Обеспечение высокой произво- дительности труда, высокого качества продукции, обновле- ние производства |
Контроль |
Выполнение миссии фирмы, ее роста и развития |
Контроль за исполнительской дисциплиной и качеством исполнения |
|