Ответы на вопросы, вносимые на государственный экзамен по дисциплине “Деньги. Кредит. Банки”

Безналичные расчеты по экономическому содержанию или по характеру операций делят на:

расчеты по товарным операциям,

расчеты по нетоварным операциям.

По месту нахождения поставщика и плательщика безналичные расчеты делятся на:

иногородние;

одногородние.

Выделяют следующие формы расчетов:

1. Расчеты платежными поручениями. Самая распространенная в России форма. Платежное поручение - это поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета.

С помощью платежное поручение рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и страх фондов, с работниками при переводе зарплаты на их счета в другие банки и т.д.

2. Аккредитивная форма расчетов. Сущность - плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.

Аккредитив - это условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия др. банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве и при выполнении др. условий аккредитива.

В соответствии с Положением “О безналичных расчетах” в нашей стране могут открываться следующие аккредитивы: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные), отзывные или безотзывные.

Покрытыми считаются аккредитив, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставляет ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списания средств с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания определяется соглашением между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем платежа и без обязательств банка-эмитента перед получателем платежа после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств.

3. Расчеты чеками. При расчетах чеками владелец счета (чекодержатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чем уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чем держателю). В РФ не допускаются расчеты чеками между физические лицами.

Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение десяти дней, не считая дня его выдачи.

В мировой банковской практике в зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делят на именные, ордерные, предъявительские. Платеж по именному чеку может быть совершен только в пользу лица, указанного в чеке, по ордерному - как в пользу лица, указанного в чеке, так по его приказу (оформленному на обороте чека) другому лицу, по предъявительскому - в пользу любого лица, предъявившего чек в банке.

4. Расчеты платежными требованиями-поручениями. Платежное требование-поручение - требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.

5. Зачет взаимных требований. Это перечисление со счета одной организации на счет контрагента только разницы (сальдо) встречных требований. Основное преимущество данной формы безналичных расчетов состоит в относительной простоте и экономичности.

Перейти на страницу:
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.