Речной транспорт:
невысокая себестоимость и большая провозная способность на глубоководных реках;
невысокие капитальные затраты, расход топлива и металла;
недостатками являются: несовпадение направления течения реки с грузопотоками, нерегулярность перевозок в течение года, меньшая скорость доставки;
используется для доставки массовых грузов (нефти, леса, хлебных и строительных);
эффективен при совмещении с железнодорожным транспортом.
Морской транспорт:
дает возможность обеспечить массовые межконтинентальные перевозки грузов внешнеторгового оборота, межбассейновых и внутрибассейновых перевозок грузов и пассажиров между портами;
низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния и высокая скорость движения по сравнению с речным транспортом;
меньшие капитальные затраты по сравнению с речным и железнодорожным транспортом при массовых перевозках на дальние расстояния.
Нефтепроводный транспорт:
самая низкая себестоимость (в 2-3 раза) перекачки нефти и нефтепродуктов;
наименьшие капитальные вложения по сравнению с другими видами транспорта;
большая протяженность трубопроводов (200-300 тыс. км).
Воздушный транспорт:
большая скорость, малые сроки доставки грузов и пассажиров;
наиболее эффективен для перевозки пассажиров и скоропортящихся грузов на дальние расстояния;
используется в районах, где отсутствует наземный и водный транспорт.
Высокий удельный вес в себестоимости предприятий транспорта занимает заработная плата, затраты на топливо, электрическую энергию, амортизация, ремонт, что обусловлено постоянным движением транспортных средств.
К снижению себестоимости приводит:
использование мощных и экономичных локомотивов, судов и автомашин;
автоматизация и электрификация железных дорог;
улучшение состояния шоссейных дорог и условий судоходства;
механизация погрузочно-разгрузочных работ;
внедрение передовых методов организации перевозок и труда.
Основными показателями себестоимости перевозок являются:
общая сумма расходов по основным видам затрат на весь объем перевозок по видам транспорта;
экономия от снижения себестоимости;
себестоимость десяти приведенных тонно-километров (тонно-миль).
Расчеты осуществляются по статьям затрат, аналогичным затратам промышленным предприятиям, но дополнительно включаются следующие статьи:
на морском и речном транспорте - расходы на текущий ремонт флота, платежи в бюджет по инвалютным расходам;
на воздушном - текущий ремонт самолетного парка, аэропортовые расходы;
на автомобильном - текущий ремонт и техническое обслуживание;
на трубопроводном - потери газа и нефти в газо-нефтепроводах.
Для определения плановой величины транспортных затрат используются:
исходные данные, содержащиеся в расчете плана перевозок, материально-технического снабжения, плана по труду и финансам;
оценка экономической эффективности, достигнутой в результате совершенствования организации транспортной работы;
анализ зависимости между изменениями в технике, технологии и организации транспортной работы и величиной расходов на ее выполнение.
Выручка предприятий транспорта включает доходы, полученные:
от перевозок;
выполнения погрузочно-разгрузочных операций;
экспедирования и прочих работ и услуг.
Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен.
В основе транспортного тарифа лежит вид транспорта, класс перевозимого груза и расстояние. Цены зависят от спроса и предложения конкретного вида подвижного состава.
Тарифы в зависимости от степени регулирования классифицируют на:
фиксированные, которые используются на железнодорожном транспорте и устанавливаются Министерством путей сообщения РФ по согласованию с государственными органами;
регулируемые, которые предприятия транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия;
Перейти на страницу: 1 2 3
|