В соответствии с Законом Республики Казахстан от 07.07.2006 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» с 1 января 2008 года применялась нижеследующая единая шкала ставок социального налога для всех категорий работников, в т.ч. иностранных специалистов.
Причем в целом ставки социального налога по сравнению с 2007 годом снижены. При этом, сохранился порядок формирования шкалы ставок в зависимости от годового расчетного показателя, который определяется как 12 - кратный месячный расчетный показатель. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 декабря 2007 года «О республиканском бюджете на 2008 год» месячный расчетный показатель составлял 1168 тенге, а годовой расчетный показатель составил - 14016 тенге.
С 1 января 2007 года законом ввелась фиксированная ставка индивидуального подоходного налога на уровне 10% для всех физических лиц вместо действующей прогрессивной шкалы ставок от 5 до 20%. Чтобы компенсировать рост ставки налогов с 5 до 10% , а это граждане, получающие зарплату от 20 до 50 тыс. тенге, из облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы (9200 тенге) на одного работника вместо месячного расчетного показателя. Были введены такие новшества как: установлен специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса без разграничения форм. [14]
4 этап:
Налоговая система является важнейшей составной условий экономического развития Казахстана. В наши дни налоги должны стать частью комплексных системных реформ, направленных на решение основных задач, стоящих перед обществом. Формируя основы налоговой политики, Правительство РК столкнулось с необходимостью разрешения чрезвычайно сложной проблемы. Сущность ее в том, что одновременно нужно учитывать множество обстоятельств и факторов: налоговая политика должна гарантированно обеспечить доходную часть государственного и местного бюджетов; ставки отчислений должны быть минимальными, чтобы стимулировать развитие экономики; механизм налогообложения должен быть максимально прост, надо чтобы платить налоги стало психологически предпочтительней, привлечь инвесторов, стимулировать развитие малого и среднего бизнеса.
С 1 января 2009 года в республике вступил в действие новый Налоговой кодекс, введение которого послужило толчком к дальнейшему развитию налоговой системы РК.[15]
Так к основным изменениям в налоговой системе с введением нового Налогового кодекса следует отнести:
. изменение ставки налога на добавленную стоимость;
. изменение сроков подачи налоговой отчетности в соответствующие налоговой органы;
. приостановку действия ряда статей старого Налогового кодекса;
. изменение порядка и размеров уплаты акцизов на продукции;
. поэтапное увеличение ставок налогов для недропользователей.
В рамках дальнейшего коренного реформирования экономики страны Президент РК Н.А.Назарбаев предложил разработать ряд программ. В частности, и по улучшению собираемости налогов, укреплению налоговой дисциплины, которая сделает положение юридических и физических лиц более справедливыми. Это должно снять преграды, препятствующие росту бизнеса и инвестиций, стабилизировать финансовое положение государства. Республика Казахстан заинтересована в создании равных условий для всех налогоплательщиков и соблюдении конституционного принципа равенства всех перед законом.
Совершенствование налоговой системы - наиболее трудная область деятельности правительственных и властных органов РК. Поэтому необходима взвешенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы, которая могла бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.
Налоги - это отношения собственности, а поскольку именно проблемы собственности вызывают в настоящее время наибольшее противостояние между ветвями законодательной и исполнительной власти, и тем более нет единства мнений и в составе самого правительства, то к решению чисто экономических проблем примешиваются и политические интересы. Разрешение экономикой политических противоречий требует длительного времени и усилий всех заинтересованных лиц, начиная от верхних эшелонов власти и заканчивая каждым конкретным человеком. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время не может быть создана такая налоговая система, которая отвечала бы мировым стандартам. Более того, она не может быть идентичной этим стандартам, поскольку каждой стране присущи свои индивидуальные особенности политического и экономического развития. Тем не менее, унификация налоговых систем развитых стран мира позволяет ускорить процессы международной интеграции, что обеспечивает успешность решения многих внутренних экономических, политических и социальных проблем.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|