Налоговая система не предусматривает льгот для среднего бизнеса. В результате у субъектов малого предпринимательства отсутствуют экономические стимулы для качественного роста и перехода в категорию среднего бизнеса. Более того, в данном контексте Налоговый Кодекс играет деструктивную роль, поскольку стимулирует сохранение налогоплательщиками статуса субъектов «малого бизнеса», дробление предприятий среднего и части крупного бизнеса на мелкие структуры в целях получения соответствующих льгот.[30]
Налоговая система Казахстана не предусматривает экономических стимулов для роста масштабов малого бизнеса и постепенной его трансформации в средний.
Крестьянские (фермерские хозяйства), применяющие специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога, не являются плательщиками следующих видов налогов: ИПН; НДС; земельного налога, налога на транспортные средства, налога на имущество.
Также был введен новый порядок налогообложения дивидендов, с целью избежание двойного налогообложения. Дивиденды, получаемые гражданами Казахстана от иностранных компаний, будут облагаться согласно законам тех стран, в которых они зарегистрированы. Дивиденды, уплачиваемые казахстанскими компаниями, будут облагаться по ставке 15% для иностранных корпоративных клиентов, 10% - для казахстанских юридических и 5% - для физических лиц. [31]
В первую очередь эта мера приведет к повышению инвестиционной привлекательности долевого участия в компаниях, долгосрочных вложений, что означает повышение финансовой устойчивости предприятий и приток инвестиций. Ликвидация двойного налогообложения позволит применять прозрачные схемы участия. Данная мера позволит также активизировать фондовый рынок.
Важным аспектом налоговой системы является налоговое регулирование.
Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направленно на максимальное обеспечение общественных интересов. В качестве форм налогового регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот и меры санкционного действия. [32]
Система налогового стимулирования предполагает:
изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;
предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;
предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;
Следует отметить, что оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями - фискальной и регулирующей.
Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового стимулирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.[33]
Контроль, осуществляемый непосредственно налоговым органом на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности и других документов, осуществляемый непосредственно по месту нахождения налогового органа. При выявлении ошибок налоговым органом в налоговой отчетности, обнаружении противоречия между сведениями, содержащимися в налоговой отчетности, а также превышении условий, предусмотренных для субъектов малого бизнеса, налогоплательщику направляется уведомление для самостоятельного устранения допущенных ошибок, а также о переходе на общеустановленный порядок налогообложения.
Перечень налогоплательщиков, подлежащих республиканскому мониторингу, определяется Правительством Республики Казахстан.
Перечень налогоплательщиков, подлежащих региональному мониторингу, определяется уполномоченным государственным органом.
Налогоплательщики, подлежащие мониторингу, представляют налоговую отчетность в порядке и сроки, которые утверждены уполномоченным государственным органом. [34]
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|