Унификация подоходных налогов и НДС в рамках таможенного союза не предполагается, но Налоговым кодексом Республики Казахстан определено поэтапное повышение ставок акцизов до 2014 года.
Одним из основных документов для возврата НДС является грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, подтверждающего вывоз товаров. Теперь документом «на экспорт» будет заявление. Ежемесячный обмен базой данных по заявлениям через специальные информационные системы позволит осуществлять возврат НДС в установленный срок.
В налоговых органах Казахстана с целью пресечения деятельности недобросовестных налогоплательщиков по уклонению от уплаты НДС, а также предотвращения неправомерного его возврата из бюджета на протяжении нескольких лет действует автоматизированный камеральный контроль на основе анализа налоговых деклараций по НДС и реестров счетов-фактур по приобретению и реализации товаров (работ, услуг), представляемых налогоплательщиками. Данная система позволяет дистанционно выявить отклонения по взаиморасчетам между покупателями и поставщиками любого уровня. Такой камеральный контроль проводится ежеквартально, за каждый налоговый период. Данная система в дальнейшем позволит эффективно выявлять недобросовестных казахстанских налогоплательщиков (экспортеров и импортеров) в случае применения различных схем уклонения от уплаты налогов во взаимной торговле в таможенном союзе.
По взаимной договоренности стран обложение косвенными налогами товаров, импортируемых на территории СЭЗ, будет производиться в соответствии с международным договором, регулирующим вопросы функционирования этих зон, определения порядка налогообложения товаров, ввозимых на их территории, и таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Особые (специальные, свободные) экономические зоны действуют во всех трех государствах таможенного союза, и в подходе к налогообложению товаров, ввозимых на их территории, есть существенные различия. В связи с этим на заседании Комиссии таможенного союза было принято решение о разработке соответствующего международного договора.
Необходимо отметить, что соблюдение основного принципа, отсутствие дискриминации в отношении субъектов, ввозящих товары на территории СЭЗ как из государств-участников таможенного союза, так и из третьих стран является залогом успешной реализации сотрудничества в рамках таможенного союза. [37]
В целях сохранения целостности и неизменности передаваемой информации, соблюдения интересов налогоплательщиков в части неразглашения или утечки информации из заявлений предусмотрено использование средств криптографической защиты. В настоящее время предусмотрено представление налогоплательщиком-импортером в налоговые органы заявления на бумажном носителе и в электронном виде. В будущем налоговыми органами планируется осуществлять обмен заявлениями только через информационные каналы, исключив бумажные носители.
Обмен соответствующей информацией, в том числе по конкретным налогоплательщикам, производится в рамках ЕврАзЭС. В 2009 году в территориальные налоговые органы Казахстана из иностранных государств поступило 1019 запросов, из них на Россию приходится 965 запросов (95% от общего числа). Приведенные данные свидетельствует о сотрудничестве как между налоговыми органами, так и между налогоплательщиками Казахстана и России.[38]
В прошлом году ввоз товаров из России принес казне 185,2 млрд тенге - 35,7% от общего объема поступлений косвенных налогов. Аналогичный показатель по Беларуси составляет 0,9% (4,8 млрд тенге).
Для бизнеса, торговля в рамках таможенного принесет следующее преимущество. Если на сегодняшний день выпуск товаров в свободное обращение осуществляется только после полной уплаты косвенных налогов и при пересечении границы проводится таможенное оформление и таможенный контроль товаров, то в таможенном союзе участник внешнеэкономической деятельности имеет возможность сразу реализовать товар, а также получает отсрочку по уплате косвенных налогов с момента ввоза до 20-го числа следующего месяца. В результате, это своего рода кредитование.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|