В условиях рыночной экономики, при наличии конкурентной борьбы производителей за рынок сбыта, хозяйственная самостоятельность предприятий-товаропроизводителей является естественным и обязательным элементом их хозяйственной и коммерческой деятельности.
К важнейшим и определяющим принципам коммерческого расчета необходимо отнести также принцип самоокупаемости и рентабельности.
В условиях административно-командной экономики в хозяйственной практике для исследования самоокупаемости и рентабельности, а также анализа производственно-хозяйственной деятельности в целом используются лишь бухгалтерские издержки и бухгалтерская прибыль. Это объясняется тем, что неявные издержки как альтернативная стоимость труда и капитала, принадлежащих владельцу предприятия, появляются только тогда, когда есть альтернативные варианты применения этих ресурсов. В рыночной экономике владельцы частных капиталов организуют предприятия с целью получения прибыли и имеют при этом альтернативный вариант вложения средств в банк. Поэтому создание предприятия экономически оправданно только в случае, если его доходность выше банковского процента. Этим и объясняется стремление развитых стран всячески подавлять инфляцию и держать банковский процент не выше 2-3% годовых.
При монополии государственной собственности, характерной для административно-командной экономики, у государства как субъекта хозяйствования нет альтернативы применения принадлежащего ему капитала, так как при организации предприятия оно руководствуется необходимостью удовлетворения конкретных общественных потребностей.
Оценка самоокупаемости и рентабельности по бухгалтерским издержкам и прибыли, как принято в отечественной практике, завышает эффективность производства. Рентабельным в этом случае признается предприятие, имеющее бухгалтерскую прибыль больше нуля, независимо от ее абсолютного значения. Между тем в рыночной экономике эффективно работающее предприятие должно получать прибыль в размере, не ниже банковского процента. В противном случае инвестиции в такое предприятие экономически не оправданны.
Следующим важнейшим принципом коммерческого расчета является экономическая заинтересованность и экономическая ответственность.
Экономическая заинтересованность как принцип коммерческого расчета обеспечивается в том случае, если хозяйствующий субъект получает экономическую прибыль, т. е. прибыль, превышающую возможный доход от вложения денег в банк. В связи с этим возникает необходимость определения требуемого уровня прибыльности (ТУП), который обеспечит экономическую заинтересованность в организации и эффективном функционировании хозяйствующего субъекта.
Требуемый уровень прибыльности - это ожидаемая минимальная величина прибыльности, при которой целесообразно создание и функционирование предприятия. Кроме того, она должна быть достаточной для того, чтобы компенсировать потери, обусловленные инфляцией, а также покрыть риски, связанные с созданием и функционированием предприятия.
Следует заметить, что в нашей экономической практике рентабельность капитала не рассчитывается. Для оценки прибыльности предприятия используется показатель рентабельности производства, которая определяется как отношение прибыли предприятия к стоимости основных фондов и оборотных средств.
Экономическая заинтересованность хозяйствующих субъектов обеспечивается чистой прибылью, остающейся в их распоряжении. Ее величина зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. С одной стороны, чистая прибыль определяется массой прибыли, полученной предприятием, а следовательно, эффективностью его хозяйствования, а с другой - системой налогообложения и тех отчислений и сборов, которые выплачиваются из чистой прибыли.
Таким образом, чистая прибыль, механизм ее распределения и использования обеспечивают экономическую заинтересованность предприятий в эффективном хозяйствовании.
Принцип экономической ответственности означает, что хозяйствующий субъект несет по своим обязательствам текущую или имущественную ответственность.
Таким образом, для успешного функционирования коммерческого расчета необходимо наличие рынка труда, финансов, производственных фондов. Это внешние факторы, которые предполагают институциональную деятельность государства для создания соответствующей конкурентной среды.
|