Выручка - это основной источник формирования собственных финансовых ресурсов в результате деятельности предприятия по трем основным его направлениям.
Основные направления деятельности предприятия (форма №4 «Отчет о движении денежных средств»:
основная или текущая деятельность (от реализации готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг);
финансовая деятельность (от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия);
инвестиционная деятельность (от внеоборотных активов и реализации ценных бумаг).
Методы отражения выручки от реализации продукции:
По отгрузке товаров и предъявления контрагентом расчетных документов (метод начислений);
По оплате (кассовый метод).
При первом методе моментом поступления денежных средств, т.е. образование выручки считается дата отгрузки. При втором методе моментом образования выручки считается дата поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу.
Формирование выручки:
объем выпуска продукции;
цена, в т.ч. НДС;
торговые надбавки.
Методы планирования выручки:
Метод прямого счета:
основан на гарантийном спросе, когда предполагается, что весь объем произведенной продукции будет реализован (Впрсч).
Впрсч=V*P
Расчетный метод:
учитывает остатки внереализованной продукции на начало и конец планируемого периода (Врсч).
Врсч=Во1+Втв+Во2,
где Во1, Во2 - выручка в остатках на начало и конец планируемого периода;
Втв - выручка по товарной продукции на планируемый год.
В процессе производственно- хозяйственной деятельности (ПХД) предприятие осуществляет денежные затраты, состав и структура которые определяются следующими факторами:
организационно-правовая форма предприятия;
технико-экономические особенности;
финансовая политика предприятия;
установленные законодательно правила и принципы ведения хозяйства экономических субъектов.
Классификация затрат:
По экономическому содержанию:
расходы, связанные с извлечением прибыли;
расходы, не связанные с извлечением прибыли;
принудительные расходы.
В зависимости от динамики, соответствующей функциональным изменениям:
условно-переменные;
условно-постоянные.
По элементам:
материальные затраты;
фонд оплаты труда;
амортизация основных производственных фондов;
прочие расходы.
В зависимости от полноты отнесения затрат на себестоимость:
нелимитированные (полностью основываются на себестоимость);
лимитированные (относятся на себестоимость в соответствии с установленной нормой).
Себестоимость - денежное выражение затрат или их стоимостная оценка, используемых затрат в процессе производства, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии и других элементов затрат.
Смета - документальное внутрифирменное финансовое планирования, которое позволяет определить объем реализованной продукции по себестоимости, оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, определить потребность предприятия в оборотных средств.
Этапы планирования себестоимости:
Таблица 1 - Смета затрат на производство и реализацию продукции
|
Сумма (тыс.руб) |
Показатели |
I |
II |
III |
IV |
Год |
Материальные затраты |
|
|
|
|
|
ФОТ |
|
|
|
|
|
Амортизация ОПФ |
|
|
|
|
|
Прочие расходы (представительские, командировочные расходы, расходы на подготовку кадров, налоги, ЕСН, земельный налог, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) |
|
|
|
|
|
Итого затрат на производство (1+2+3+4) |
|
|
|
|
I этап плановой себес-ти |
Расходы, списанные на непроизводственные счета |
|
|
|
|
|
Изменение остатков РБП |
|
|
|
|
|
Производственная себес-ть валовой продукции (5-6-7) |
|
|
|
|
II этап плановой себ-ти |
Изменение остатков незавершенного произ-ва |
|
|
|
|
|
Производственная себес-ть товарной продукции (8-9) |
|
|
|
|
III этап плановой себ-ти |
Внепроизводственные расходы (складирование, реклама, доставка) |
|
|
|
|
|
Полная себ-ть готовой продукции (10+11) |
|
|
|
|
IV этап плановой себ-ти |
|