Подход к анализу финансовых результатов основан на методологии точки безубыточности производства. Главным инструментом анализа является анализ соотношения «затраты-объемы-прибыль» (cost-volum-profit; CVP-анализ). Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты могут с помощью данного метода дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.
Ключевыми элементами CVP - анализа выступают:
маржинальный доход;
порог рентабельности;
производственный леверидж;
маржинальный запас прочности.
Маржинальный доход - это разница между выручкой предприятия от реализации и суммой переменных затрат. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Существует два подхода при определении величины маржинального дохода:
выручка за вычетом всех переменных затрат, то есть всех прямых расходов и части накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства;
величина маржинального дохода равняется сумме постоянных затрат и прибыли предприятия.
Средняя величина маржинального дохода - это разница между ценой и средними переменными затратами, она показывает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Норма маржинального дохода - это доля величины маржинального дохода при выручке от реализации (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.
Порог рентабельности - это показатель, характеризующий объем реализации предприятия, при котором выручка предприятия равна всем его совокупным затратам.
Для вычисления порога рентабельности используются три метода:
графический;
метод уравнений;
метод маржинального дохода.
В разрезе метода уравнений прибыль предприятия равна выручке за вычетом величины переменных и постоянных затрат. Детализируя порядок расчета показателей формулы (1.1), получим формулу (1.2).
П = В - З, (1.1)
где П - прибыль;
В - выручка;
З - затраты.
П = (Цед ∙ N) - (Зпер.ед ∙ N + Зпост), (1.2)
где Цед - цена единицы продукции;
N - объем реализованной продукции;
Зпер.ед - переменные затраты на изготовление единицы продукции;
Зпост - постоянные затраты производства продукции.
При применении метода маржинального дохода необходимо определить точку безубыточности (1.3).
(1.3)
где ТБУ - точка безубыточности производства;
Нмд - норма маржинального дохода.
Производственный леверидж - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат, с его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в меньшей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия. Производственный леверидж определяется по формуле (1.4).
(1.4)
где Эпл - эффект производственного левериджа (изменение прибыли в зависимости от изменения прибыли);
МД - маржинальный доход.
Маржинальный запас прочности (МЗП) - это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой обеспечивающей безубыточность реализации, определяется по формуле (1.5).
(1.5)
где Вф - фактическая выручка;
Вп - пороговое значение выручки.
Значение маржинального запаса прочности показывает, если в силу рыночной ситуации выручка сократится менее чем на данную величину маржинального запаса прочности, то предприятие будет получать прибыль, но если более, то окажется в убытке.
|