Выявление причин и их влияние на показатели прибыли - наиболее целесообразно проводить с использованием факторного анализа. Рассмотрим методику проведения анализа с использованием модели аудитивного типа для анализа прибыли от продаж.
Суть факторного анализа в выявлении: на сколько каждый из следующих факторов повлиял на изменение прибыли в рублях: Выручка от продаж; Цена; Себестоимость; Коммерческие и управленческие расходы;
Общее влияние факторов на прибыль от продаж.
Анализ осуществляется в несколько этапов:
1. Расчет влияния фактора «выручка от продаж»: проведение такого анализа начинается с учета влияния инфляции. Пояснительная записка в бухгалтерский отчет обычно содержит информацию о том, на сколько выросли цены на продукцию предприятия в среднем за год. Зная этот процент, рассчитывают выручку от реализации в отчетном периоде в сопоставленных ценах с базисным периодом. Без достижения такого сопоставления анализ бессмысленен.
(1.11)
где Всоп.отч - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах (ценах прошлого года);
Всоп - выручка отчетного периода, приведенная в форме №2 в ценах отчетного года;
Iц - индекс цен (индекс инфляции).
Выручка от продаж продукции в отчетном году увеличивается за счет роста цены следующим образом:
∆Вц = Вотч - Всоп.отч., (1.12)
где ∆Вц - изменение выручки от продаж за счет цены (инфляции);
2. Расчет влияния фактора «себестоимость реализации». Это влияние рассчитывается по формуле
, (1.13)
где - величина изменения прибыли под влиянием изменения себестоимости;
- удельный вес себестоимости в выручке в отчетном году, %;
- удельный вес себестоимости в выручке в базисном году, %.
3. Расчет влияния фактора «цена»
, (1.14)
где - величина изменения прибыли под влиянием изменения цены;
- рентабельность продаж базисного года;
- величина изменения выручки под влиянием изменения цены.
4. Расчет фактора «коммерческие расходы»
, (1.15)
где - величина изменения прибыли под влиянием изменения коммерческих расходов;
- удельный вес коммерческих расходов в выручке в отчетном году, %;
- удельный вес коммерческих расходов в выручке в базисном году.
1. Расчет фактора «коммерческие расходы»
, (1.16)
где - величина изменения прибыли под влиянием изменения управленческих расходов;
- удельный вес управленческих расходов в выручке в отчетном году, %;
- удельный вес управленческих расходов в выручке в базисном году.
финансовый устойчивость прибыль затрата
2. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Вестпром» за 2010 и 2011 гг.
|