увеличение размеров наказания за налоговые правонарушения.
Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.
Также одной из действенных форм налогового контроля должны стать перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предписаний по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.
Весьма полезным в работе налоговых инспекций является применение перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.
В практике контрольной работы налоговых органов, в настоящее время распространены факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.
В данном случае можно было бы использовать широко распространенные в развитых странах так называемые косвенные методы исчисления налогооблагаемой базы.
Наиболее распространенным из них являются следующие:
А: Метод общего сопоставления имущества
Методика исчисления налогооблагаемой базы данным методом подразделяется на две части:
) учет изменения имущественного положения за отчетный период;
) учет производственного и личного потребления за отчетный период. Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного употребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием недекларированных доходов за отчетный период.
Б: Метод, основанный на анализе производственных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.
Предоставленное НК РФ право проводить в необходимых случаях инвентаризацию имущества налогоплательщиков позволяет применять эти методы в практике контрольной работы налоговых органов России. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков с применением этих методов и соблюдением вышеуказанных принципов позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции.
Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:
увеличение количества совместных проверок с территориальными органами;
повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;
проведение перекрестных проверок;
использование описанных выше косвенных методов исчисления.
Однако следует отметить, что никакое совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.
|