В ходе проведения камеральных налоговых проверок, как правило, сразу же могут быть выявлены и зафиксированы нарушения сроков постановки на налоговый учёт, нарушения сроков уплаты налогов, сроков представления налоговых деклараций или других документов и т.д., т.е. материалы камеральной налоговой проверки позволяют квалифицировать совершение налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом налогового правонарушения. В таком случае очевидно, что по результатам камеральной налоговой проверки возможно возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении, тем более что ст. 101 НК РФ предусматривает привлечение к ответственности не на основании акта выездной налоговой проверки, а на основании материалов налоговой проверки (в том числе и камеральной проверки). Однако в этом случае особое значение приобретает документальное оформление результатов камеральной налоговой проверки.
Налоговый кодекс не устанавливает документ, которым оформляются результаты камеральной налоговой проверки. Однако предусматривается, что по её результатам может быть направлено требование об уплате налога и пеней. В соответствии со ст. 70 НК РФ предусмотрены два вида требований об уплате налога. Очевидно, что по результатам камеральной налоговой проверки должно быть выставлено требование, которое основывается на результатах налоговой проверки. В таком случае в соответствии со ст. 70 НК РФ в результате проведения любой налоговой проверки должно быть вынесено решение налогового органа, а требование об уплате налога, выставленное по результатам проверки. Направляется в течение 10 дней с даты вынесения соответствующего решения.
Если считать, что по итогам камеральной проверки должно направляться другое требование, которое не предусматривает вынесения решения налогового органа и выставляется в течение 3 месяцев после наступления срока уплаты налога, то указанное требование нельзя будет направить налогоплательщику в том случае, когда камеральные проверки проводятся по истечении квартала, т.е. 3-месячный срок для направления требования может истечь до даты начала проведения камеральной проверки.
Таким образом, по результатам камеральной проверки в случае необходимости направления требования и привлечения к ответственности должно быть вынесено решение налогового органа. Однако Налоговый кодекс не устанавливает срока и порядок принятия такого решения.
Судебная практика свидетельствует о том, что запрашивать первичные документы при камеральной проверке инспекторы вправе лишь в том случае, если в декларации по ЕНВД обнаружена ошибка (см. например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 апреля 2005 г. № A42-8825/04-26).
Отмечу, что в рамках камеральной проверки инспекторы должны проверять только правильность заполнения декларации. То есть они обращают внимание на то, какого числа «вмененщик» отчитался, нет ли в декларации арифметических или технических ошибок. Получается, что налоговики вправе попросить у «вмененщика» «первичку».
Но даже если в декларации по ЕНВД есть ошибки, попросить инспекторы могут не всякую «первичку», а только ту, которая имеет непосредственное отношение к неточностям. Например, чтобы выяснить, базовую доходность какого вида деятельности должна была применять организация, проверяющие могут попросить учредительные документы (у ИП - свидетельство о регистрации сведений в ЕГРИП). Поэтому, направляя требование о представлении «первички», инспектор должен указать, какие именно неточности обнаружены. Только в таком случае будет видна связь между ошибками и запрашиваемыми документами. Если же в требовании не указано, какие именно неточности допущены налогоплательщиком и какие бумаги надо представить, бухгалтер может документы вообще не представлять. И оштрафовать организацию за непредставление «первички» по ст. 126 Налогового кодекса РФ в этом случае нельзя
|