Взимание
налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования любого
государства, развития общества на пути к экономическому и социальному
процветанию. Экономические преобразования в современной России закономерно
обусловили формирование системы налогов. Российская налоговая реформа 1991-1992
годах. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее
действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Они
призваны формировать основу доходной части бюджета, ограничивать стихийность
рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и
социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию и т.д. Кроме того, создание
рациональной налоговой системы, обеспечивающей соблюдение социальной
справедливости, законодательной ответственности, прав налогоплательщиков, а
также повышение эффективности производительной деятельности - одно из ключевых
условий преодоления кризиса российской экономики.
Основную
роль в российской налоговой системе играют косвенные налоги, к которым
относятся НДС, акцизы, налог с продаж и таможенные пошлины, занимающие
определяющее место в доходах бюджета. Наиболее существенным из применяемых в
России косвенных налогов является налог на добавленную стоимость. НДС - один из
самых молодых налогов (предложен экономистом М. Лоре в 1954 году).
Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве
объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением
общего рынка. В частности, Римский договор 1957 года о создании Европейского
экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал разработку, и применение мер,
направленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения стран-членов, а
наличие НДС в налоговой системе стало обязательным условием вступление в ЕЭС.
Решение
задач развития рыночных отношений в России потребовало реорганизации исчисления
и взимания действовавшего до 1992 года налога с оборота, который более чем на
80 % поступал в государственный бюджет в виде разницы между фиксированными
государством розничными и оптовыми ценами. В новых же условиях свободного
ценообразования на основе спроса и предложения возможность формирования бюджета
посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР,
исключалась. В тоже время государство должно было иметь стабильный источник
доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1
января 1992 года НДС. Очевидно, что основная функция НДС - фискальная.
Действительно, фактический удельный вес налога в общей сумме налоговых
поступлений федерального бюджета России более 40 %, доля доходов от НДС к ВВП
порядка 5 %. Приведенные цифры говорят об особой значимости для государства
этого налога.
Однако,
как это зачастую бывает в России, слепое копирование западноевропейского опыта
не всегда приемлемо, поскольку при введении налога никак не был учтен
менталитет определенной части граждан РФ. Суть заключается в том, что методика
взимания НДС предполагает исчисление как НДС, подлежащего уплате в бюджет, так
и НДС, возмещаемого из бюджета. То есть этот налог в определенных ситуациях
возмещается, т.е. возвращается налогоплательщику из бюджета. Это и
предопределило основную проблему в отношении НДС -необоснованное возмещение
налога из бюджета. Решением этой проблемы занимаются в нашей стране Арбитражные
суды, прокуратура, МВД, ФСНП, ФСБ, ФПС, ГТК, МНС. Тем не менее, фактов
необоснованного возмещения НДС из бюджета масса, суммы возврата колоссальны и
имеют тенденции к росту.
Целью
данной курсовой работы является изучение возникновения и развития НДС,
определение его экономической роли в системе налогообложения, особенности его
исчисления и применения. Задачей данной курсовой работы является определение
регулирующей роли НДС, а так же проблем и перспектив развития НДС в России.
Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость.
1.
Экономическая сущность налога на добавленную стоимость
|