В 2009 году мировое финансовое сообщество будет отмечать 55 лет налогу на добавленную стоимость. Именно в 1954 году французский экономист М. Лоре предложил заменить налог с оборота на налог на добавленную стоимость. Во Франции этот налог был введен в 1958 году. Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны - суммы НДС, взимаемые на каждой стадии производственного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик. С 1967 года НДС был утвержден в качестве основного для стран-членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕС. [1] НДС применяется в 135 странах мира, то есть очень популярен среди неблагополучных и развивающихся стран.
Не обошел этот налог и нашу страну. В соответствии с Законом РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" взимание НДС на территории России началось с 1 января 1992 года.
Таким образом, в 2007 году российскому НДС исполнилось 15 лет, и все это время он является одним из бюджетообразующих налогов в 2006 году на его долю приходиться порядка 20% от всех поступлений в федеральный бюджет, и около 25% от всех налоговый поступлений.
Однако этот налог по-прежнему является одним из самых сложных, запутанных и конфликтных налогов в налоговой системе России. Об этом свидетельствует и судебно-арбитражная практика по налоговым спорам, где рассмотрение конфликтов, связанных с исчислением и уплатой НДС составляют большинство.
Среди причин, которые побудили чиновников различных ведомств задуматься о реформировании НДС, на одном из первых мест находится фактическое положение дел со сбором этого налога. Статистические данные свидетельствуют, что здесь не все благополучно.
Во-первых, общий сбор НДС очень важен для формирования доходной части государственного бюджета. Как известно, НДС относится к небольшому числу тех налогов, поступления которых в бюджет являются наиболее значительными. В 2008 году в бюджет было собрано 749,08 млрд руб. НДС, а в 2009 году - 1 025,66 млрд руб., что составило примерно пятую часть от всех сборов налогов в 2009 году.
Во-вторых, НДС является единственным налогом, большие суммы которого не только поступают, но и возвращаются из бюджета налогоплательщикам. Причем за последние годы проявилась тенденция к сокращению разницы между поступившими и возвращенными суммами.
В 2006 году рост сбора НДС по стране в целом составил всего около 3%. Если сравнить это с темпами роста валового внутреннего продукта, то отставание очевидно. Росстат обнародовал данные о налоговой задолженности по состоянию на 1 января 2007 года. По сравнению с 1 января 2006 года общая задолженность увеличилась на 4,3%, в том числе по НДС - на 16,3%.
Но есть и региональная статистика. По сообщению УФНС по г. Москве в 2008 году рост сбора НДС увеличился на 42,7% по сравнению с 2007 годом. Налоговые инспекторы считают, что это произошло за счет усиления налогового администрирования.
Недостатки НДС
НДС имеет ряд недостатков. Прежде всего отметим, что уровень собираемости этого налога не превышает 60-80%.
Недобросовестные возмещения НДС при помощи различных схем приносят колоссальный ущерб бюджету. Огромное количество схем ухода от налогообложения, сложность администрирования налога и пробелы в законодательстве помогают недобросовестным предпринимателям проводить операции по незаконному возмещению НДС.
Пока нет удовлетворительных по точности оценок размера недополучения НДС. Но по подсчетам в течение года из-за различных схем и махинаций, например из-за воровства из бюджета с использованием фирм-однодневок, бюджет теряет до 700 млрд. руб. И невозможность таких точных оценок тоже можно отнести к недостаткам НДС.
Налогом недовольны и предприниматели. В первую очередь бизнесменов не устраивают постоянные отказы в возмещении налога при экспорте продукции. Как неоднократно отмечали представители различных предприятий, налоговые органы практически никогда не укладываются в отведенный для возмещения НДС срок. Более того, как утверждают предприниматели, в большинстве случаев возмещения НДС удается добиться только через суд.
Нередко налоговые инспектора возбуждают заведомо проигрышные дела, связанные с возмещением НДС. Втянутым в такие дела организациям приходится долго ожидать возмещения НДС. По оценкам некоторых предпринимателей, возврата налога приходится ждать по 9-12 месяцев. Это отвлекает из оборота компании значительные средства.
Неоправданно высоки административные издержки, которые несут предприниматели при возмещении налога. Это приводит в конечном счете к увеличению стоимости продукции или оказываемых услуг. Себестоимость товаров и услуг увеличивается от расходов на оформление документов, оплату работы бухгалтеров, занимающихся на некоторых крупных предприятиях лишь вопросами начисления, уплаты и возврата НДС. Такие затраты в масштабах страны пока, к сожалению, никто не подсчитывал.
Перейти на страницу: 1 2 3
|