Можно сделать вывод, что издержки и бизнеса, и государства, связанные с администрированием НДС, крайне высоки.
Перспективы развития НДС .
Налоговая практика в последние годы шла по пути изменения правил начисления и уплаты НДС. Ведь в Минфине России считают, что проблемы НДС можно было бы отчасти решить путем улучшения администрирования этого налога. С этой целью были приняты несколько поправок в Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ).
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ налог на добавленную стоимость был назван проблемным. "Наряду с изменением процедур взимания НДС, - сказал Президент РФ, - надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить, наконец, налогообложение авансовых платежей".
С 2007 года введен упрощенный порядок возмещения НДС экспортерам, с 2008 года согласно уже сделанным в НК РФ изменениям налогоплательщики перешли на поквартальную уплату НДС. Это привело к выпадающим доходам бюджета в размере 150-170 млрд. руб.
Предполагается, что организации и индивидуальные предприниматели не будут признаваться налогоплательщиками НДС с момента их государственной регистрации, а станут таковыми с момента регистрации в специально созданной системе регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС. Зарегистрированным в такой системе будут присваиваться отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, которые в обязательном порядке будут указываться на счетах-фактурах.
Небольшие предприятия могут не регистрироваться в новой системе. Обязательной регистрации подвергнутся только организации и индивидуальные предприниматели, выручка от реализации товаров (работ, услуг) которых превышает некоторую величину, которая может быть законодательно установлена в пределах от 4 до 20 млн руб. в год.
В докладе министра финансов А. Кудрина, сопровождавшем представление в Правительстве РФ проекта "Основные направления налоговой политики на 2008-2010 годы", вопрос о снижении НДС не был затронут. Но заместитель министра финансов С. Шаталов подтвердил, что период сокращения налогового бремени скоро закончится и не будет распространяться на 2009-2010 годы.
Идею снижения основной ставки НДС поддержал глава Минэкономразвития России Г. Греф. Но он предложил снизить основную ставку НДС с 1 января 2009 года до 15% только при одновременной отмене его льготной ставки (10%), которая применялась при реализации отдельных видов товаров.
Как видно, в целом практика налогообложения идет по пути ужесточения налогового администрирования и сокращения налоговых льгот. Но не все считают этот путь единственно правильным.
Замена НДС налогом с продаж
Со времени своего появления НДС создает массу проблем и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые - с его администрированием. Поэтому депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. НДС планируют заменить на налог с продаж или оборота (далее НсП).
Сразу отметим, что позицию властных структур по вопросу замены НДС налогом с продаж нельзя назвать согласованной. Минфин России считает эту идею абсолютно нереальной. Дело в том, что поступления от налога с продаж до его отмены составляли порядка 60-63 млрд руб. в год, в то время как сумма поступлений от НДС, как уже было отмечено выше, превышает 1 трлн руб.
Еще в 2004 году в беседе с журналистами начальник Экспертного управления при Президенте РФ А. Дворкович заявил о необходимости отмены НДС и введения вместо него налога с продаж.
По мнению некоторых влиятельных чиновников, замена НДС налогом с продаж как решение проблем с администрированием НДС вполне возможна. Так, министр экономического развития и торговли Г. Греф еще 16 февраля 2006 года на заседании президиума общероссийской организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России" сообщил, что, "если не найдем иных механизмов по администрированию НДС, мы можем вернуться к этому варианту". Речь шла о замене НДС налогом с продаж.
Для обеспечения перехода на новый налог с нулевыми потерями для бюджета ставка налога должна составлять 14% . Только при повышении собираемости НсП с потребителей до уровня 95% переход на ставку НсП 10% будет безубыточным для бюджета.
Основными достоинствами налога с продаж авторы исследования считают: прост в исчислении; гораздо дешевле в администрировании и т.д.
Эксперты признают, что у налога с продаж есть и недостатки. Это прежде всего сложности с практическим регулированием налога. В исследовании группы экспертов из Центра исследования проблем налогообложения говорится, что во многих странах, использующих (или использовавших) этот налог, существует практика дифференциации ставок по видам и группам товаров. В результате администрирование налога с продаж, которое в теории должно быть простым и недорогим, на практике далеко не всегда оказывается таковым.
Перейти на страницу: 1 2 3
|