В современной отечественной литературе, посвященной проблемам внутрифирменного планирования помимо рассмотренных принципов, являющихся классическими для зарубежных школ финансового менеджмента, упоминаются общеэкономические принципы - системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, научность, эффективность и другие.
Достижения эффективно функционирующих предприятий показывает, что в современных условиях необходимо, с одной стороны, все в большей степени ориентироваться на запросы потребителей, а с другой - постоянно повышать результативность работы самой фирмы. Одним из проверенных мировой практикой эффективных способов достижения этих задач является бюджетный метод планирования и управления.
Основной задачей внутрифирменного планирования является эффективное распределение ресурсов. Планы фирм помогают фирмам распределять ресурсы по направлениям для достижения поставленной цели. Вместе с тем, не всегда удается решать вопросы, связанные с формированием использования ресурсов необходимых для достижения целей. Остается без ответа и такой вопрос, - какие цели являются обоснованно достижимыми при данных имеющихся ресурсах. Для решения этих вопросов на предприятиях используется такой метод планирования, как бюджетирование, который в различных вариантах применяется практически во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Сущностью бюджетирования является представление о том, что вся деятельность организации состоит в балансировании доходов и расходов, места возникновения, которых могут быть четко определены и закреплены в ответственность за руководителем соответствующего уровня.
Как правило, бюджетирование представляет собой общее название методик финансового планирования. Наиболее часто используются две методики; бюджетный процесс и бюджетное управление.
Взаимосвязь планирования и бюджетирования можно представить в следующей схеме (рис. 1, с. 14):
Рис. 1 Схема взаимосвязи планирования и бюджетирования
Бюджетный процесс - методика определения граничных финансовых показателей по заранее заданной схеме, предусматривающая не превышение этих показателей при исполнении. Примером применения такой методики является государственный бюджет. Обычно он предполагает наличие только финансовых показателей.
Бюджетное управление (управление по отклонениям, бюджетное планирование) представляет собой трехстадийную методику управления ресурсами организации, состоящая из: а) определения плана (бюджета); б) определения фактических показателей; в) определения отклонений, анализа вызвавших их причин и принятия решений на основе результатов анализа. При этом оно предполагает наличие не только финансовых, но и материальных показателей.
В западной управленческой практике бюджетирование рассматривается как самостоятельный процесс только в так называемой казначейской функции, то есть в функции управления денежными средствами, частный случай которой - государственный бюджетный процесс и инвестиции. В остальных случаях бюджетирование является не самостоятельной функцией, а составляющей метода «управление по отклонениям», управление по отклонениям представляет собой периодическую процедуру принятия решений на основании анализа причин отклонений фактических показателей от планируемых. Этот метод лежит в основе практически любых систем и методик управления: относящихся к бизнесу, логистике, производству, равно как и чисто финансовых.
Термин «бюджетирование» зачастую трактуется по-разному, поскольку использовался, например, в советское время для обозначения специфической формы управленческих отношений, известных как «бюджетные организации», то есть организации, которые отвечали лишь за то, чтобы потратить некоторое количество денег, а не за результат этих трат. Если же использовать кальку с английского языка, то процесс управления по отклонениям следует назвать бюджетным планированием (от budget planning). Процесс этот является аналогом хорошо известного «социалистического планирования». Но все же между социалистическим планированием и бюджетированием есть существенная разница; если первое фокусируется собственно на процессе составления плана, то второе переносит центр тяжести на процесс анализа расхождений и принятие решений на основе этого анализа.
Бюджетирование направлено на решение двух основных задач:
а) определение объема и состава расходов, связанных с деятельностью отдельных структурных единиц и подразделений предприятия,
б) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.
В рамках процесса управления организацией бюджеты призваны выполнять целый ряд важнейших функций:
. Планирование операций, обеспечивающее достижение целей организации;
. Координация различных видов деятельности и отдельных подразделений;
3. Информирование подразделений организации о планах, политике и структурах, которым подчиняется организация;
Перейти на страницу: 1 2 3
|