Изменения налоговой практики в зарубежных странах на протяжении двух последних столетий свидетельствуют о последовательном расширении функций налогообложения соответственно эволюции рыночного хозяйства.
Классический подход, господствовавший в экономической теории до первой трети ХХ в., отрицал необходимость вмешательства государства в экономику, отводя последнему роль «ночного сторожа», и полагал механизмы рыночного саморегулирования достаточными для обеспечения экономического равновесия. В соответствии с классическими представлениями за налогообложением признавалась лишь фискальная функция, и поэтому в структуре доходов государственного бюджета преобладали косвенные налоги.
https://www.t-design.ru техническая поддержка сайта на битрикс. «Великая депрессия» 1929-1933 гг. заставила правительства развитых стран рассматривать государственные финансы, в том числе и налоги, в новом качестве - как инструмент макроэкономической стабилизации.
Для преодоления кризиса перепроизводства был использован кейн-сианский подход. Д. М. Кейнс разработал теорию «эффективного спроса», согласно которой перед государством ставилась задача - изъять посредством налогообложения частные сбережения и трансформировать их в государственные расходы (госзаказы и закупки).
Д. М. Кейнс был сторонником теории прогрессивного налогообложения, рассматривая расширение платежеспособного спроса в качестве важнейшего стимула экономической деятельности. Следовательно, излишек сбережений должен изыматься в виде налогов. Логика кейн-сианской позиции состоит в том, что низкие доходы быстро и целиком идут на потребление, тем самым расширяют платежеспособный спрос и стимулируют производство. Высокие же доходы, значительная часть которых превращается в сбережения, ослабляют потребительский спрос и, значит, стимулируют производство гораздо меньше.
Важным условием в теории Кейнса является обеспечение полной занятости. Если этого нет, то увеличение сбережений препятствует экономическому росту, представляя собой пассивный источник доходов, не вкладываемый в производство. Поэтому высокое обложение доходов стимулирует рост производства. Государство, таким образом, начинает активно вмешиваться в экономику, финансируя за счет налоговых доходов государственные заказы и закупки.
В соответствии с кейнсианской теорией налоги встраивались в систему макроэкономических регуляторов рынка в виде «автоматических» стабилизаторов и использовались для сглаживания циклических колебаний экономики. Налогообложение оказалось эффективным механизмом реализации промышленной, аграрной, социальной и внешнеэкономической политики государства.
Экономическая политика, основанная на кейнсианском подходе, начавшая реализовываться в США, а затем и в других развитых зарубежных странах, позволила за счет повышения уровня налогообложения и соответственно резко возросших государственных расходов (госзаказов и закупок) создавать эффективный потребительский спрос и тем самым предохранять рыночную систему от кризисов перепроизводства. Кейнсианская экономическая политика оказала действенное влияние на развитие производства, объемы инвестиций, доходы населения и корпораций.
Таким образом, с 1930-х гг. налоги стали неотъемлемым инструментом государственного регулирования экономики, причем значение регулирующей функции налогообложения постоянно возрастало.
В послевоенный период налоги играли роль стабилизатора экономического цикла.
Вторую половину XX в. можно четко разделить на два периода, в течение которых в развитых зарубежных странах принципиально менялась экономическая политика и соответственно масштабы и методы государственного вмешательства в экономику. Это:
¾ период 1950 - середина 1970-х гг.;
¾ 1980-1990 гг.
Период 1950 - середина 1970-х гг. характеризуется господством кейнсианского подхода в экономической политике промышленно развитых стран, что означало крупномасштабное государственное регулирование экономики посредством значительного сектора государственных финансов, игравших ведущую роль в конъюнктурной, структурной и социальной политике. В этот период регулирующая функция налогообложения выражалась в перераспределении ВВП в пользу определенных государством приоритетов в экономике и социальной сфере.
Социально-экономическим ориентиром в этот период стало создание общества благосостояния с мощным государственным сектором и значительными социальными расходами, оплачиваемыми за счет налогов. Доходы и расходы государства эффективно использовались для проведения антикризисной политики.
Перейти на страницу: 1 2 3
|