С 1950 по 1970 г. во всех странах наблюдался систематический и весьма значительный рост налоговых доходов, также росла и доля налогов в ВВП (в США - в 1,5 раза, в ФРГ - в 1,3, во Франции - в 1,6 раза).
Значительная часть налоговых доходов использовалась для субсидирования приоритетных сфер производства, научно-технических исследований, поощрения экспорта, инвестиций, решения социальных проблем, развития инфраструктуры и т. д. Государство финансировало примерно 30-40 % валовых капиталовложений. За 30 лет (с конца 1940-х г. по вторую половину 1970-х гг.) государственные расходы на финансирование экономики возросли в США в 2,7 раза, в Англии - в 2, во Франции - в 3, в ФРГ - в 8,5, в Японии - в 11, в Италии - в 4,3 раза.
Однако в 1950-е гг. стали проявляться негативные последствия кейнсианской стабилизационной политики в виде сокращения частных инвестиций и уменьшения самофинансирования предприятий. Стимулирование частных капиталовложений становится главной задачей государства с начала 1960-х гг. В рамках общего кейнсианского подхода к регулированию экономики проводятся налоговые реформы, направленные, в частности, на снижение налоговых ставок на прибыль и доходы корпораций. Кроме того, чтобы стимулировать приток частных инвестиций и побудить предпринимателей повышать эффективность производства, в 1950-1970-х гг. была создана и широко практиковалась разветвленная система льгот.
Реформирование проводилось в русле кейнсианского подхода. Так, в США президентом Дж. Кеннеди была проведена бюджетно-налоговая реформа, заложившая основу так называемой «новой экономики». Бюджетно-налоговое регулирование стало использоваться не только для стабилизации, но и для стимулирования экономического роста со стороны спроса и для воздействия на предложение (через изменения структуры государственных расходов). При этом государство стремилось форсировать позитивные структурные сдвиги в экономике, резко увеличив финансирование науки, образования, здравоохранения, социальной инфраструктуры в целом.
В начале 1970-х гг. проявились негативные последствия долгосрочной экономической политики, основанной на масштабном государственном вмешательстве в экономику. Рост государственных расходов, стимулирующая налоговая политика - все это привело к снижению эффективности производства, падению конкурентоспособности продукции, скрытой безработице и инфляционным тенденциям в экономике. Нефтяной кризис 1973 г. стал внешним катализатором накопившихся внутренних противоречий. В развитых зарубежных странах начался период стагфляции, который сопровождался четырехкратным повышением цен, падением темпов экономического роста производства и устойчиво высокой безработицей.
К середине 1970-х гг. бюджетно-налоговая система из инструмента стабилизации и экономического роста превратилась в источник торможения и стала генератором инфляции. Немаловажную роль сыграл также рост бюджетных дефицитов и превращение их в хронические.
Кроме того, в конце 1970 - начале 1980-х гг. из-за инфляционного роста доходов значительно увеличилось налоговое бремя. Это объяснялось тем, что номинальные доходы среднего класса росли под влиянием инфляции, что автоматически заставляло выплачивать налогоплательщиков более высокий процент своих доходов в виде налогов.
В целях преодоления кризиса правительства большинства стран были вынуждены радикально изменить экономическую политику и прежде всего сократить масштабы государственного вмешательства в экономику.
Период, включающий два последних десятилетия XX в., получил название неоконсервативного поворота. Налоговые реформы, осуществленные во всех развитых зарубежных странах, явились важной составной частью неоконсервативной политики экономического роста, направленной на либерализацию методов государственного регулирования экономики.
Задачи налоговых реформ 1980-1990-х гг.:
¾ снижение бремени прямых налогов;
¾ сокращение государственных расходов и в целом государственного сектора экономики (проведение денационализации и приватизации);
¾ расширение стимулов к труду, поощрение его производительности;
¾ создание благоприятного инвестиционного климата;
¾ обеспечение социальной стабильности.
Следует отметить, что реформы проводились постепенно, в несколько этапов. Первые налоговые реформы были начаты в Великобритании в 1979 г. и проводились в течение 10 лет. В США реформа осуществлялась в два этапа - в 1981 и в 1986 гг. В ФРГ налоговая реформа началась в 1986 г. и первоначально осуществлялась в три этапа - 1986, 1988 и 1990 гг., а затем продолжилась после объединения Германии. В Японии реформа проведена в 1989 г., в Швеции новая система налогообложения вступила в силу с 1991 г.
Перейти на страницу: 1 2 3
|