Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) в организации становится объектом особого внимания.
Проведение факторного анализа прибыли от продаж (рис. 2, 3.) позволяет:
• оценить резервы повышения эффективности производства;
• сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.
Рис. 2. Факторная система анализа прибыли от продаж
Прибыль от продажи продукции в целом по организации зависит от четырех факторов: объема продаж продукции в натуральных измерителях (Q), структуры продукции (D), себестоимости (С) и уровня цен (р).
Основными источниками анализа прибыли служат данные аналитического бухгалтерского учета по счетам: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)»; финансовой отчетности: «Отчет о прибылях и убытках» - (форма №2), «Отчет о движении капитала» (форма №3), «Приложения к бухгалтерскому балансу» (форма №5), данные финансового плана.
Рис. 3. Факторный анализ прибыли
Модель зависимости прибыли от перечисленных факторов имеет следующий вид:
(1)
где n - число наименований изделий в номенклатуре продукции.
Для упрощения процедуры анализа прибыли рекомендуется следующий порядок расчета:
) оценивается влияние общего объема продаж продукции и прибыли от единицы продукции на прибыль;
) рассчитывается влияние структурных сдвигов и удельной прибыли по каждому наименованию продукции на усредненную сумму прибыли на единицу продукции;
) рассматривается влияние цены продаж и себестоимости на прибыль от единицы продукции по каждому наименованию.
Основным аналитическим способом решения факторной модели в рассмотренном подходе служит метод абсолютных разниц.
Для примера в табл. 1 приведен расчет. Средняя цена, себестоимость и прибыль от единицы продукции рассчитаны в таблице как средневзвешенные величины. Рассмотрим влияние изменений в цене и себестоимости продукции на прибыль.
Табл. 1. Данные для расчета влияния структурных сдвигов на изменение средневзвешенной цены, себестоимости и прибыли
Вид продукции |
Удельный вес продукции за период, % |
Цена, руб. |
Себестоимость |
Прибыль, руб. | |
Базис |
Отчет |
Отклон-я |
План |
Отклон-я |
План |
Отклон-я |
План |
Отклон-я |
А |
35,3 |
42,1 |
+6,8 |
193 |
+77 |
149 |
+95 |
44 |
-18 |
Б |
23,5 |
26,3 |
+2,8 |
545 |
+45 |
483 |
+66 |
62 |
-21 |
В |
41,2 |
31,6 |
-9,6 |
178 |
+115 |
115 |
+117 |
63 |
-2 |
Итого |
100 |
100 |
0 |
270* |
+92* |
214 |
+107 |
56 |
-15 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|