Влияние эффективности использования капитала на результаты хозяйственной деятельности в ООО «Аэрополис»

В условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляется за счет самофинансирования. В случае недостаточности собственных финансовых ресурсов предприятие обращается к заемным средствам. В связи с этим важную аналитическую характеристику финансового положения приобретает финансовая устойчивость предприятия, то есть его независимость от внешних заемных источников. Увеличение собственных капиталов - это увеличение финансовой устойчивости при условии, что собственные средства предприятия превышают заемные.

Финансовая устойчивость предприятия оценивается рядом относительных показателей (коэффициентов): коэффициент автономии; коэффициент привлечения заемных средств; показатель чистых оборотных средств; коэффициент маневренности; коэффициент основного капитала в собственном; коэффициент реального основного капитала в активах.

К основным показателям финансовой устойчивости предприятия относится, прежде всего, удельный вес общей суммы собственного капитала в итоге всех средств, авансированных предприятию, т.е. отношение общей суммы собственного капитала к итогу баланса предприятия. Этот относительный показатель получил название "коэффициента автономии". Очевидно, что чем больше величина коэффициента автономии, тем более благоприятна финансовая независимость предприятия. Это состояние достигается у хорошо работающих предприятий путем создания всевозможных резервов из валовой и чистой прибыли или прямого зачисления в собственный капитал нераспределенной на дивиденды части чистой прибыли.

Для «АЭРОПОЛИС» коэффициент автономии равен:

г.: 353918,0/399975,0 = 0,88

г.: 107124,0/643024,0 = 0,17

г.: 122040,0/777866,0 = 0,16

Оптимальное значение этого коэффициента должно превышать величину 0,5, т.е. чтобы сумма собственных средств предприятия была больше половины всех средств, которыми оно располагает (по итогу баланса).

Для «АЭРОПОЛИС» эта величина в 2007 году значительно превышает его критическое значение. Это свидетельствует о минимальном риске финансовых затруднений. У предприятия есть возможность справиться с непредвиденными обстоятельствами, возникающими в рыночной экономике. Такое значение коэффициента автономии дает основание полагать, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными источниками. Значительное снижение этого коэффициента в 2008-2009 г. дает основания для принятия мер по повышению финансовой независимости, и свидетельствует о том, что предприятие значительно уменьшило свои возможности привлечения средств со стороны. В этом случае весь заемный капитал не может быть компенсирован собственностью предприятия. Если значение коэффициента автономии становится меньше 0,5, то можно говорить о том, что финансовая автономность и устойчивость предприятия становится критической, хотя не всегда ответ может быть столь однозначным.

Соотношение собственного капитала и заемных средств в значительной степени зависит от характера хозяйственной деятельности предприятия и скорости оборота, прежде всего, оборотных средств (оборотных активов), что требует соответствующего анализа.

Наряду с определением коэффициента автономии можно рассмотреть изменение собственного капитала за период с 2007 по 2009 годы (см. табл. 2.4). Согласно баланса на предприятии наблюдается уменьшение собственного капитала по позиции нераспределенная прибыль с 328746 тыс. руб. в 2007 году до 40444,0 тыс. рублей в 2009. С увеличением уставного капитала с 23959,0 до 65558,0 тыс. руб., на конец 2009 года удельные веса нераспределенной прибыли и уставного капитала были равны соответственно 38,07% и 61,72% и незначительные доли составили добавочный (0,18%) и резервный (0,03%) капитал.

В процессе анализа финансовой устойчивости предприятия выполняется также сравнение основного капитала (стоимости основных средств) с собственным капиталом (собственными средствами) предприятия.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.