Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Такими признаками, помимо обязательности (принудительности) налогов, являются их безвозмездность и безэквивалентность.
Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории.
Статья с сайта http://mylnye-grezi.ru Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.
Налогообложение выполняет 4 важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное назначение налогов.
Фискальная функция (фиксирование государственных расходов) - основная функция налогов. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства, так как главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций (обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и других задач).
Тесно связана с фискальной функцией регулирующая или распределительная функция (государственное регулирование экономики), выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного фискального инструмента распределительных отношений в обществе. Суть ее - с помощью налогов через бюджет и установленные законом ВБФ государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Эта функция предполагает, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения, поэтому эта функция имеет 3 составляющие: 1) стимулирующая подфункция подразумевает систему льгот и освобождений; 2) дестимулирующая подфункция имеет целью посредством повышения ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.; 3) воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.
Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этом заключена социальная функция налогов.
С регулирующей и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой - в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и, в конечном счете, определять необходимость реформирования налоговой системы, социальной и бюджетной политики.
18. Элементы налога и их характеристика.
Общие принципы построения налоговых систем воплощаются через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Через них в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.
|