Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы. Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации). И, наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяется до 30-40% национального дохода.
Законодательная база бюджетного процесса включает: Конституцию РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, законы РФ в области бюджетного права, налогообложения и т.п.
Таким образом, бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.
7. Сущность и организация бюджетного процесса в РФ.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.
Согласно ст. 151 БК РФ в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).
Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия; бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.
К принципам организации бюджетного процесса относятся:
. Принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей (составление и исполнение бюджета отделено от стадии рассмотрения и утверждения, составляет правительство - исполнительная власть, утверждает дума - представительная власть).
. Принцип специализации бюджетных показателей (конкретизация доходов бюджетной системы по источникам, а расходов по целевому назначению).
. Принцип ежегодности реализуется через ежегодное повторение стадий БП.
Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:
составление проекта бюджета;
рассмотрение и утверждение бюджета;
исполнение бюджета;
составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
|