Предприятия и учреждения железнодорожного транспорта осуществляют свою финансово-экономическую деятельность на принципах сочетания государственного регулирования и рыночных отношений.
Всю совокупность финансово-экономических отношений в отрасли можно разделить на следующие группы:
1) с пользователями транспортных услуг (с пассажирами, отправителями и получателями грузов, заинтересованными организациями и гражданами) - по оплате услуг и участию в развитии объектов железных дорог;
2) с федеральным бюджетом. Такие отношения касаются:
− финансирования за счет государственных капитальных вложений выполнения федеральных государственных нужд, т.е. строительства и реконструкции магистральных железнодорожных линий, объектов мобилизационного назначения, приобретения железнодорожного подвижного состава;
− транспортного обеспечения в рамках государственного оборонного заказа;
− компенсации убытков от социально значимых пассажирских перевозок в целом и от льготного проезда, в частности. Как следует из финансовой отчётности ОАО «РЖД», компенсация убытков по перевозке пассажиров, полученная из региональных и федерального бюджетов, составила в 2004 г. 2 656 млн руб. (кроме того, на 31.12.2004 г. оставалась дебиторская задолженность в размере 322 млн руб.), в 2005 г. − соответственно 1 628 млн руб. (237 млн руб.) ;
− финансирования реализации федеральных программ, касающихся функционирования подотрасли. Как известно, постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 г. № 384 утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2001−2010 гг. Очевидно, что ее реализация в ближайшее время потребует, кроме всего прочего, и значительных финансовых вложений, большая часть которых будет выделена из федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 г. № 848 утверждена федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы". В подпрограмме "Железнодорожный транспорт" предусматривается решение задач развития инфраструктуры железных дорог, строительства новых линий, обеспечения безопасности, развития пассажирского комплекса, обновления парка локомотивов и грузовых вагонов, научно-технического обеспечения железнодорожного транспорта. При этом отмечается, что задача строительства новых железнодорожных линий включает мероприятия общегосударственного значения, реализация которых не всегда обеспечивает необходимые доходы на вложенный капитал российским железным дорогам, но приносит значительный экономический и социальный эффект для общества в целом (см. Приложения 5-6);
− уплаты налоговых и иных предусмотренных законодательством обязательных платежей и сборов. Предприятия железнодорожного транспорта РФ осуществляют платежи в федеральный бюджет. Объектами налогообложения являются выручка от реализации продукции (работ, услуг), прибыль, имущество, земля, фонд заработной платы. Льгот по уплате налогов железнодорожный транспорт практически не имеет. Исключение составляет налог на землю, расположенную в полосе отвода. В этом случае применяется ставка, составляющая 25% ее общего уровня. Не облагаются налогом на имущество железнодорожные пути сообщения, линии связи и электропередачи;
3) с бюджетами субъектов Российской Федерации. Помимо федеральных государственных нужд на железнодорожном транспорте существуют виды деятельности, финансирование которых предусмотрено в основном за счёт средств субъектов Российской Федерации. Прежде всего, это строительство и реконструкция (в том числе электрификация) железнодорожных линий, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта по обслуживанию населения региона, приобретение электропоездов и дизель-поездов для пригородного сообщения. Велика роль региональных бюджетов в финансировании социальной сферы железных дорог.
На основе договорных отношений между железной дорогой и соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ возможно:
− регулирование размера тарифов на перевозки грузов, являющихся приоритетными для экономики региона и специальных энергетических тарифов на отпуск электроэнергии железным дорогам;
− выведение из системы железнодорожного транспорта и передача на баланс муниципалитетов объектов социальной сферы, убыточных, малодеятельных линий;
Перейти на страницу: 1 2 3
|