Наряду с анализом кредитной заявки и пакета сопроводительных документов для более полной оценки банк стремится получить четкие ответы на базовые вопросы, которые могут быть распределены по группам:
1.Сведения о клиенте и его предприятии: форма собственности, дата регистрации, виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг и т.п., когда зарегистрировано предприятие и осуществляет ли оно хозяйственную деятельность последние полгода; форма собственности учредителей заемщика; размер уставного фонда;
2.в каком банке открыт расчетный счет; прибыльно ли предприятие;
3.ассортимент выпускаемой продукции (товары, услуги); обеспечена ли продукция сбытом; география поставок; практикуемая форма расчетов; каков опыт и квалификация руководящего состава.
4.Обоснование кредитной заявки: сумма кредита, предполагаемая к получению; методика расчета суммы ссуды; корректность составления прогноза финансовых потребностей.
5.Обоснование возможности погашения кредита: анализ способности к погашению кредита в указанные сроки; каким образом предполагается погашение кредитной суммы; расчет денежной наличности в течение одного операционного цикла; наличие или отсутствие специального источника погашения кредита; наличие или отсутствие лиц-гарантов (физических или юридических), их финансовое состояние.
6.Предполагаемое обеспечение займа, перечень имущества, передаваемого в залог; его местонахождение; требуется или нет специальное разрешение на реализацию имущества, выступающего в качестве обеспечения; методика оценки закладываемого имущества.
7.Предыдущий опыт общения клиента с банковскими учреждениями: с какими банками в настоящее время сотрудничает клиент; занимал ли где еще ссуду; причины, побудившие клиента обратиться именно в это банковское учреждение; существуют ли кредиты, не погашенные ранее, каков их характер и причины не погашения.
Если клиент не имел ранее отношений с данным банком, а расчетный счет открыт в другом банке, то особое внимание следует уделить причинам, по которым он решил обратиться за кредитом именно в этот банк, а не в обслуживающий. Эти причины должны быть разумными и правдоподобными. Эти вопросы позволяют провести интервью с клиентом, т.е. речь идет о личной встрече ответственного работника банка с руководством потенциального заемщика, который предоставляет официально заверенный документ, на основании которого он уполномочен вести переговоры от лица фирмы.
После беседы кредитный работник должен принять решение: продолжать ли работу с клиентом или ответить отказом. При положительном решении вопроса о кредитовании сотрудник банка начинает составлять резюме к вопросу о кредитовании.
Риск по кредиту необходимо по возможности более полно оценить на первом этапе. Поэтому если в ходе интервью кредитным работником не будут получены удовлетворительные ответы на ключевые вопросы, связанные с выдачей ссуды, или предложение клиента расходится в важных аспектах с принципами и установками кредитной политики банка, то просьба о выдаче кредита скорее всего будет отклонена. При этом требуется аргументировано объяснить причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если кредитный работник принял положительное решение, то он информирует клиента о том, какие материалы и сведения необходимы для дальнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении кредита, согласовывает с ним дату и время следующей встречи.
Второй этап - анализ кредитоспособности возможного заемщика и оценка качества заявки на кредит (см. подразд.16.3 данной главы).
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|