В настоящее время в Российской федерации в целом существует более-менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизацию возможного ухода от налогов. Отечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Однако остаются и проблемы, без решения которых невозможно создать стабильную и эффективную налоговую систему, формирующую стимулы для развития предпринимательской деятельности. Акцентируем внимание на основных проблемах:
· уклонение от уплаты налогов. Следует отметить, что, несмотря на либерализацию и уменьшение налоговых ставок, уклонение от уплаты налогов остается достаточно высоким. Кроме того, в последнее время, вновь начала расти доля «теневой зарплаты». Уже после реформы налога на прибыль существенно увеличились отклонения от уплаты этого налога и отток российского капитала за рубеж. Проблему уклонения от уплаты налогов нельзя решить только мерами налогового администрирования, увеличения числа налоговых проверок и карательных мер. Необходимо предоставлять налогоплательщикам наглядную, доступную и конкретную информацию о том, куда расходуются бюджетные средства, какие конкретные результаты получены от использования бюджетных денег, кто, где и когда допустил коррупцию. Только осознание того, что налоги действительно нужны государству для решения общественных нужд, в том числе нужд каждого конкретного налогоплательщика, сделает уплату налогов необходимым и обязательным действием.
· формирование налоговой культуры. У населения должно быть уважительное отношение к налоговой политике государства, сознание важности налогов для удовлетворения общественных нужд. Только в этом случае может выработаться готовность уплачивать законно установленные и обоснованные налоги своевременно и в полном объеме. Можно констатировать, что уровень российской налоговой культуры крайне низок. И связано это не только с отсутствием должного воспитания, но и с неадекватностью представляемых государством общественных благ. Бюджетные средства расходуются крайне неэффективно или вообще не по назначению.
Формирование налоговой культуры связано не только с тем, что каждый налогоплательщик должен осознать, что его обязанность - платить налоги. Справедливо отмечает А. В. Ильин: «Цивилизованное общество не может быть построено без четкого понимания не только своих прав, но и обязанностей. Человек должен понимать, что налоги - это не произвольные изъятия дохода, а обоснованный вклад членов общества, направленный на достижение общих целей и решение общих задач. Высокая налоговая культура способна повысить эффективность всей российской налоговой системы, что выгодно не только для государства, получающего доход в виде поступлений от налогов, но и для всех членов общества, чьи потребности и нужды призвано удовлетворять государство».
· налоговые правоотношения. В России подавляющая часть коммерческих организаций создаются как общества с ограниченной ответственностью. С точки зрения налогообложения это означает, что если по результатам контрольных мероприятий, проведенных налоговыми органами, выявляется значительная начисленная, но не выплаченная сумма налогов, учредители общества уходят от ответственности, продавая организацию путем смены учредителей.
· использование налоговой политики для развития инвестиций. Для устойчивого развития экономики, как известно, необходимо постоянное стимулирование инвестиционной деятельности в этом аспекте роль налоговой политики чрезвычайно важна. В условиях, когда удельный вес убыточный предприятий в зависимости от отрасли составляет от 25 до 60%, а иностранные инвесторы в силу экономической нестабильности России не спешат вкладывать средства в российские предприятия, важным фактором поддержки инвестиционной деятельности могло бы стать более широкое предоставление налоговых льгот дифференцированно по отраслям и регионам.
· недостаточная продуманность налогового законодательства. В качестве характерного примера недостигнутости цели налоговой политики И. Ю. Динес, депутат Государственной думы, в своей статье приводит «смелый эксперимент по снижению общей ставки налога на прибыль» и отмечает, что, пожертвовав так называемой инвестиционной льготой, законодатели поставили на одну доску развивающейся компании и те компании, которые либо не обновляют производственные фонды, либо ориентированы на кредитные средства банка. В результате 24% ставка оказалась даже выше прежней эффективной (реально собираемой) ставки налога на прибыль. В итоге отечественные компании оказались лишены стимула развивать производство за счет собственных средств, что привело к сокращению темпов экономического роста. Дальнейшее снижение налогов, отмечает И. Ю. Динес, возможно лишь при увеличении налоговой базы, которая не может возрасти без расширения производства.
|