Суть пенсионной реформы заключается в переходе на трехуровневую пенсионную систему. В соответствии с которой трудовые пенсии в РФ состоят из следующих составных частей:
- базовой - фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, размер которой дифференцируется в зависимости от вида пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца), установленной группы инвалидности и наличия иждивенцев;
- страховой - дифференцированной части, зависящей от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;
- накопительной - части, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. [21, с.37]
Поэтому начиная с 2002 года расчет размера пенсии напрямую связали с суммой уплаченных работодателем страховых взносов. При этом часть средств, перечисляемых работодателем за работника в ПФР (сначала 2% от заработной платы - среднее поколение, 4%- молодое поколение), стала переводиться на индивидуальные накопительные счета и инвестироваться по выбору застрахованного лица. Постепенно процент отчислений на накопительную часть пенсии будет увеличиваться. С 2008 года на накопительную часть будет поступать 6% от ФОТ. Это делается для того, чтобы доходы будущих пенсионеров зависели не от демографической ситуации, а от трудовых достижений и инвестиционных успехов. Каждый будущий пенсионер имеет право инвестировать накопительную часть пенсии по своему усмотрению. Однако, по итогам 2006 года, всего лишь 5% россиян, имеющих в структуре своей будущей пенсии накопительную часть, воспользовались этим правом. [45, с.4]
Реформа сбросила обороты из-за пассивности российских граждан. Около 95% населения страны проигнорировали «пенсионные выборы» и оставили свои пенсионные накопления в Государственной управляющей компании - «Внешэкономбанке». Стоит отметить, что в 2010г. ВЭБ заработал для своих клиентов менее 6%. Инфляция же составила только официально - 9% и накопления обесценились на 3,3%. Проблема не в том, что ВЭБ плохо работает (по закону ВЭБ не вправе рисковать пенсионными деньгами, его обязанность - вкладывать их только в низкодоходные, но надежные госбумаги), а в том, что скоро госбумаг, в которые инвестируются пенсионные средства, на всех может не хватить. Дальнейшее расширение присутствия пенсионных денег на рынке ГКО-ОФЗ грозит утратой ликвидности рынка.
В настоящее время ПФР испытывает острый дефицит средств на покрытие текущих пенсионных обязательств, в связи с чем основательно «выкачивает» средства из федерального бюджета. При этом средняя пенсия в стране составляет всего 23-24% (1/5 утраченного заработка) от средней заработной платы, учитывая, что 102-я конвенция Международной организации труда установила норму, согласно которой пенсии в среднем не могут быть меньше 40% предыдущего заработка. Со временем демографическая ситуация будет ухудшаться, вследствие чего будут уменьшаться отчисления в ПФР. Если оставить отношение к новой пенсионной системе без изменений, то уже менее чем через 10 лет соотношение средней зарплате упадет до 17%. Т.е. главная цель реформы не достигнута. [26, с. 15]
Стоит отметить, что при запуске реформы было создано несколько барьеров. Первый - «письма счастья», которые направлялись гражданам. К письму прилагалось заявление о переводе средств накопительной части пенсии. Но его нужно было заполнять только при переходе в частную управляющую компанию. А если заявление не было заполнено деньги оставались в государственной управляющей компании. Справедливей было бы писать заявление и для перевода средств во «Внешэкономбанк».
Второй - реформа шла бы успешно, если бы со стороны государства был налажен рациональный информационный поток, т.к. государственным органам больше доверяют. Это яркий пример неудавшегося партнерства государства с негосударственными социально-финансовыми институтами, которое было бы выгодно и компаниям, и гражданам, и государству. Граждане получили бы большую доходность по накопительной части пенсии, а государство сняло бы с себя заботу о сохранности огромной суммы пенсионных денег от инфляции.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|