вначале, с января 1995г., была начата регистрация уставов НПФ в Инспекции, при этом уставы прошедших регистрацию фондов были приведены в соответствие с требованиями Указа № 1077 и первой части Гражданского Кодекса РФ;
затем в «Положении о лицензировании деятельности НПФ и компаний по управлению активами НПФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 07.08.95г. № 792, и в соответствующих нормативных документах Инспекцией были не просто сформулированы технические требования к НПФ и компаниям для получения и сохранения лицензии, а даны определения деятельности НПФ и целый ряд требований к этой деятельности, введены в нормативный оборот и конкретизированы такие ключевые понятия, как правила НПФ, пенсионные схемы, экономические обоснования пенсионных схем, Правила инвестирования активов НПФ, экономические нормативы надежности и платежеспособности фондов и ряд других понятий.
В течение 1995-1996гг. ситуация в секторе негосударственного пенсионного обеспечения кардинально изменилась, что явилось следствием усиления государственного контроля. Были вытеснены псевдоНПФ, а среди лицензированных значительный удельный вес получили фонды, организованные работодателями для пенсионного обеспечения своих работников или заключившие договоры с работодателями на такое обеспечение.
Таким образом, проведенная регистрация учредительных документов и лицензирование НПФ позволили включить в зону государственного регулирования и контроля большинство ранее созданных НПФ. Только за 1996 год количество НПФ, получивших лицензии в установленном порядке, возросло с 26 до 254.
В 1998 году был принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», который определил правовые, экономические и социальные аспекты деятельности НПФ, а также установил основные принципы государственного контроля за их деятельностью. По этому закону сейчас функционирует система НПО. Следует добавить, что положения закона были расширены и несколько изменены в связи с пенсионной реформой 2002 года. Эти изменения произошли в 2003 году. [46, с. 23]
До кризиса 1998 г. пенсионные фонды создавались и крупными банками. Они были им нужны для расширения гаммы банковских услуг, привлечения долговременных ресурсов и дополнительной социальной поддержки своих сотрудников. Пенсия рассматривалась как отложенное вознаграждение за труд, которое формировалось главным образом за счёт банка, а не работника. Такие фонды были закрыты для частных вкладчиков (за немногими исключениями). Иметь банк в качестве учредителя фонду было выгодно, поскольку услуги НПФ распространялись на всю клиентуру банка и его филиальную сеть. Это облегчало распространение пенсионных схем, содействовало инвестированию пенсионных резервов банковскими департаментами. [41, с.44]
Наряду с НПФ, работающими по индивидуальным накопительным, а также профессиональным и корпоративным схемам, существуют ещё и региональные (местные) НПФ.
Особенность деятельности региональных НПФ состоит в том, что наиболее устойчивые отрасли (газовая, нефтяная и электроэнергетическая) обслуживаются не областными, а корпоративными фондами («ЛУКойл», РАО «ЕЭС» и др.), клиентами же местных НПФ оказываются предприятия из депрессивных отраслей и граждане. Местные власти, заботясь о том, чтобы хоть часть пенсионных резервов оставалась в регионе, по возможности освобождают предприятия от уплаты областной доли налога на прибыль, если они делают пенсионные взносы в местные НПФ. Поэтому последние начали вкладывать пенсионные резервы не только в государственные ценные бумаги, но и в региональные облигации, акции местных предприятий, инвестиционные проекты учредителей и вкладчиков фонда. [38, с. 5]
Перейти на страницу: 1 2 3
|