В оценочной практике наиболее широко применяются четыре группы мультипликаторов:
- мультипликаторы выручки. Данная группа мультипликаторов измеряет стоимость компании относительно той выручки, которую она создает. Достоинством таких мультипликаторов является то, что выручкой относительно трудно манипулировать;
- мультипликаторы балансовой стоимости. Бухгалтерская трактовка балансовой стоимости определяется правилами бухгалтерского учета и сильно зависит от первоначальной цены, уплаченной за активы, а также сделанных после этого различных бухгалтерских корректировок. Инвесторы часто рассматривают соотношение между ценой, которую они уплачивают за акцию, и балансовой стоимостью собственного капитала, как меру того, насколько переоценена или недооценена акция. Возникающий в таком случае мультипликатор «Стоимость компании/ балансовая стоимость активов или капитала компании» может варьироваться очень сильно в разных отраслях, в зависимости от того, каковы в каждой из них потенциал роста и качество инвестиций. В то же время, в рамках одной отрасли мультипликаторы балансовой стоимости вполне применимы. Данный коэффициент наиболее применим для компаний, имеющих значительный объем активов, а также для компаний, имеющих более высокую долю оборотных средств и текущих обязательств в общей структуре активов и пассивов. Данный тип мультипликаторов вполне успешно применим, если оцениваемая компания относится к отрасли, для которой характерно наличие тесной взаимосвязи между балансовой стоимостью активов и доходами, которые, как правило, определяются рентабельностью активов;
- мультипликаторы прибыли. Один из наиболее понятных путей рассуждения о стоимости какой-либо компании состоит в рассмотрении мультипликатора прибыли, создаваемой этой компанией. При покупке всего бизнеса или контрольной доли участия в нем обычно исследуют стоимость компании, обращаясь к мультипликатору операционного дохода или прибыли до уплаты процентов и налогов;
- специфические секторные мультипликаторы. Мультипликаторы прибыли, балансовой стоимости и выручки можно рассчитать для фирм в любом секторе, но существуют мультипликаторы, которые являются специфическими для того или иного сектора экономики. Например, для нефтедобывающих компаний таким мультипликатором является «Стоимость компании/ годовая добыча нефти». Для компаний, имеющих недвижимость и возможность получения дохода от сдачи помещений в аренду такими мультипликаторами могут быть «Стоимость собственного капитала/ Общая площадь зданий», «Стоимость собственного капитала/ Площадь земельных участков».
В нашем случае выбор падает на следующие мультипликаторы, наименее подверженные отличиям, существующим между оцениваемой компанией и компаниями-аналогами:
Рыночная стоимость собственного капитала /бухгалтерская стоимость собственного капитала (MC`/BV)
- Рыночная стоимость собственного капитала / чистая прибыль (MC`/NV);
- Рыночная стоимость собственного капитала / выручка (MC/S);
Рыночная стоимость собственного капитала / прибыль до уплаты процентов и налогов (MC/EBIT);
- Рыночная стоимость собственного капитала / балансовая стоимость активов (MC/A)
Результаты расчета рыночной стоимости собственного капитала компаний-аналогов приведены в Таблице 2.14.10.
Таблица 2.14.10 Расчет рыночной стоимости собственного капитала компаний-аналогов
Наименование эмитента |
Цена продажи, руб. |
Цена продажи 1 акции, руб. |
Уставной капитал обыкновенных акций, шт. |
Стоимость СК, тыс. руб. |
ОАО "Мартыновская автобаза" |
4 188 000 |
182,60 |
22 936 |
4 188 |
ОАО "Кольчугинское АТП" |
17 067 000 |
260,43 |
65 534 |
17 067 |
ОАО "Пассажир-автосервис" |
75 272 000 |
919,84 |
81 832 |
75 272 |
|