текущего финансового состояния хозяйствующего субъекта по результатам его финансовой отчетности, приложений к ней, справок и др.;
рациональности и эффективности использования руководством финансовых средств;
эффективности использования имущества;
общей деловой активности хозяйствующего субъекта.
В процессе анализа финансовой отчетности могут решаться следующие аналитические задачи:
анализ финансового состояния по данным баланса;
анализ ликвидности бухгалтерского баланса;
расчет и оценка финансовых коэффициентов;
определение финансовой устойчивости;
расчет и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости
по данным отчетности.
Многогранность задач и функций налогового контроля определяет разнообразие способов его проведения, применение которых, как правило, зависит от целей и задач контролирующих органов. Для некоторых ситуаций достаточно контроля финансовой отчетности и документации, для других требуется анализ всей финансово - хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. При этом налоговый контроль, по сути, превращается в контроль финансово - хозяйственный, сочетающий формы и способы финансового контроля с глубоким изучением конкретного состояния хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, его функционирования. Эта трансформация налогового контроля в финансово - хозяйственный (контроль исполнения) делает его более эффективным.
Таким образом, с точки зрения целей и задач контрольные мероприятия, проводимые органами налогового контроля, можно разделить на две группы: документальный контроль и контроль исполнения. Контрольное мероприятие может быть и комбинированным (сочетание документального контроля и контроля исполнения) или ограничивается несколькими аспектами одного способа контроля.
Документальный контроль - это проверка финансовой отчетности и документации. В процессе такой проверки устанавливается, насколько беспристрастно представлена в этих документах финансовая информация, соответствуют ли проверенные операции требованиям законов и других нормативных актов, оценивается система внутреннего контроля проверяемого субъекта.
Документальный контроль включает проверку:
финансовый отчет. Это дает обоснование гарантии того, что финансовые отчеты точно отражают финансовое положение проверяемого хозяйствующего субъекта, результаты хозяйственной деятельности, а также движение денежных средств в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета;
финансовой документации:
представление финансовой информации в соответствии с установленными критериями;
применение хозяйствующим субъектом определенных требований к финансовой отчетности;
использование внутреннего контроля хозяйствующего субъекта за финансовой отчетностью и налоговыми платежами.
Такой контроль может предусматривать проверку:
частей (сегментов) финансовых отчетов, финансовой информации (отчетов о прибылях, о движении денежных средств, об основных средствах);
потребности в финансировании, а также расхождений между предварительно определенным и реальным финансовым выполнением;
действенности внутреннего контроля бухгалтерского учета, отчетности по субсидиям и контрактам (включая суммы на счетах - фактурах, суммы к выплате по срочным требованиям и т.д.);
действенности внутреннего контроля финансовой отчетности или сохранности средств, включая контроль с использованием компьютеризированных систем.
Контроль исполнения - это объективная и систематическая проверка фактических данных (документов) для оценки работы хозяйствующего субъекта, полноты исполнения возложенных на него функций, программы его деятельности в будущем. Цель такого контроля - обеспечение органов, осуществляющих надзор за деятельностью данного хозяйствующего субъекта, информацией, необходимой для принятия решений по устранению выявленных недостатков или коррекции направлений его развития.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|