Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных
отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства,
обладающую общностью законов развития, однородностью производственных процессов
и назначением создаваемой продукции.
Транспорт - часть экономики: он одновременно и условие её развития, и
потребитель имеющихся у нее ресурсов. Если рассматривать транспорт только как
условие развития, то можно говорить, что стратегической целью развития
транспортной системы является удовлетворение потребностей экономики и общества
в конкурентоспособных транспортных услугах. Если же рассматривать транспорт и
как потребителя ресурсов, то он явный конкурент другим отраслям экономики в их
борьбе за ресурсы. Чем больше ресурсов израсходует транспорт, тем меньше
достанется другим отраслям производства, другим потребителям. Поэтому стратегия
развития транспорта должна строиться с учетом неразрывности двух его функций:
как поставщика услуг, необходимых для развития экономики, так и потребителя
ресурсов. Инструментов такой увязки, согласовывающих наличие и потребление
ресурсов, известно два. Это народнохозяйственный план и рынок.
Особенности транспорта и огромные размеры нашей страны мало способствуют
созданию внутриотраслевых эффективных транспортных рынков. В настоящее время
действенные условия для внутриотраслевой конкуренции есть только на
автотранспорте, да и то не везде. Внутриотраслевая конкуренция на морском и
авиатранспорте обусловлена не только внутренними факторами, но их включенностью
в мировой рынок транспортных услуг. Однако определенные условия для
межотраслевой конкуренции между различными видами транспорта существуют. Такая
конкуренция позволяет потребителям транспортных услуг самостоятельно выбирать
тот вид транспорта, который способен наилучшим образом удовлетворить их
потребности.
Денежные потоки и величина денежного оборота определяются характером
деятельности предприятия и объемами производства, размерами операций с
поставщиками и покупателями, бюджетными и внебюджетными фондами, банками и
страховыми организациями и т.п. Экономические и организационные особенности
функционирования отрасли транспорта оказывают влияние и на содержание финансов.
Это и определило актуальность и специфику данной работы.
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать
специфику организации финансов транспорта.
|