Потребность в дорогах в весьма небольшой степени порождена нуждами государства (оборона, социальные услуги и др.). В основном же потребность в дорогах определяется нуждами других пользователей дорог, а именно:
· владельцев легковых автомобилей индивидуального пользования. Доля таких автомобилей в составе движения по дорогам составляет в среднем более 60%;
· предприятий - владельцев коммерческих грузовых и пассажирских транспортных средств, перевозящих грузы и людей за счет грузовладельцев и самих пассажиров;
- владельцев грузовых и пассажирских транспортных средств, осуществляющих перевозки для собственных нужд и за свой счет. Сюда можно отнести и государство, обладающее парком автомобилей, используемых для перевозок, осуществляемых за счет бюджетных средств (перевозки войск, работников МВД, оплата использования многочисленных, так называемых, персональных, легковых автомобилей и т.д.)
Но, если государство не является основным пользователем автомобильных дорог, то как-то не логично, что оно из своего бюджета должно оплачивать расходы по содержанию, ремонту и строительству дорог. Единственным доводом в пользу такого решения может быть только отнесение дорог к государственной собственности. Но однако из того, что дороги являются государственной собственностью, совсем не следует, что они должны полностью финансироваться непосредственно из бюджета федерального или территориального. Ведь путевые расходы железных дорог финансируются не из государственного бюджета, а из доходов ОАО «РЖД», которое на 100% принадлежит государству.
Передача в бюджет финансирования дорожного хозяйства по сути означает отрыв дорог от их пользователей, т. е. рассмотрение дорог не как части единого, самостоятельного автомобильно-дорожного комплекса, а как отдельной несамостоятельной отрасли экономики, живущей за счет бюджета, у которого и без автомобильных дорог множество претендентов на финансирование их расходов.
Корень финансовых бед дорожного хозяйства в том, что дороги не дают выручки от пользования ими, выручки за счет которой можно было бы покрывать огромные затраты, которые требуются для создания и эксплуатации дорог. В настоящее время услуги дорог предоставляются пользователям как бы бесплатно. Внешне эти расходы покрываются за счет бюджета, но на самом-то деле - за счет части поступлений, получаемых бюджетом от пользователей дорогами, т. е. от другой части автомобильно-дорожного комплекса - от автотранспорта. Эти поступления - часть расходов владельцев транспортных средств на приобретение последних и их эксплуатацию. Как показывают расчеты [Таблица А.1-1], они существенно больше того, что тратится из бюджета на финансирование дорожного хозяйства. Поэтому не стремлением обеспечить развитие дорожного хозяйства в соответствии с потребностями автомобильного транспорта, а существенным превышением поступлений в бюджет от автотранспорта над расходами бюджета на дорожное хозяйство можно объяснить стремление финансовых органов принять на себя такую ношу, как финансирование дорожного хозяйства
Собрать с владельцев автомобилей плату за пользование дорогами - дело трудоёмкое и достаточно сложное. В настоящее время наиболее простым и дешёвым способом является сбор платы в форме налогов. Эти налоги собираются государственными налоговыми органами, во-первых, потому что это наиболее удобный способ сбора платы за пользование дорогами, а, во-вторых, потому, что дороги являются государственной собственностью. Данный способ практикуется повсеместно, за исключением, так называемых, платных автострад, на которых создаётся специальная служба для сбора платы за проезд, а собираемые средства идут на погашение расходов на создание и эксплуатацию данной дороги.
Если со способом сбора платы за услуги, предоставляемые дорогами владельцам автомобилей, все представляется более-менее понятным, то вопросы о том, куда должны направляться собранные средства, что должно быть объектами налогообложения (мощность двигателя, расход топлива, грузоподъёмность и т.д.), каковым должен быть размер налоговых ставок, остаются дискуссионными. Это не значит, что решения по этим вопросам отсутствуют. Решения приняты: есть набор налогов, закрепленных за федеральным и региональными бюджетами. В частности, есть среди них, так называемый, транспортный налог, поступления от которого предназначены дорожникам регионов. Есть принцип бюджетного финансирования дорожных расходов, установлены налоговые ставки и др. Но это не означает, что существующие решения не могут быть улучшены, а их эффективность, в части, определяющей развитие дорожного хозяйства, повышена.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|