Попытку воссоздать внутрибюджетные дорожные фонды, как формы организации средств, предназначаемых для развития дорожного хозяйства, предпринял Совет Федерации. Он подготовил свой вариант закона «О дорожных фондах в Российской Федерации» [Таблица А.1-6]. В нем предусматривалось создание бюджетных дорожных фондов только на уровне регионов и муниципальных образований. Федеральный уровень закон не затрагивал. Это был компромиссный вариант. Тем не менее, несмотря на то. что проект прошел многочисленные экспертизы и получил их одобрение, правительство его не под держало, ссылаясь, главным образом, на то, что никаких бюджетных фондов с закрепленными за ними налогами налоговый кодекс не предусматривает.
Между тем, закрепление законом содержащихся в проекте предложений могло бы способствовать улучшению финансирования дорожного хозяйства регионов. Во-первых, кроме создания более совершенной формы организации средств, предназначаемых на дорожное хозяйство, закон был нацелен на расширение налоговой базы финансирования дорожного хозяйства. Предлагалось, помимо направляемых в настоящее время на дорожные нужды 100% транспортного налога и 60% акцизов на нефтепродукты, дополнительно передать регионам остальные 40% акцизов на нефтепродукты, пока ещё забираемые в федеральный бюджет а также добавить еще 8,6% от поступающего в региональный бюджет налога на прибыль. Во-вторых, региональные администрации обязывались обеспечить финансирование дорожного хозяйства на уровне, достаточном для покрытия текущих расходов дорожного хозяйства. В-третьих, был установлен общий (предельный) размер субсидий из федерального бюджета региональным бюджетным дорожным фондам на финансирование расходов на модернизацию и строительство новых дорог. Эти субсидии должны были составлять 23% от суммы налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет.
Формой организации средств, предназначаемых на финансирование дорожного хозяйства, наиболее адекватной факту существования единого автомобильнодорожного комплекса, факту теснейшей взаимозависимости дорожного хозяйства и пользующейся его услугами многомиллионной армии владельцев автомобилей, является внебюджетный дорожный фонд. Такая форма организации средств уже существовала в нашей стране [Таблица А.1-7] с 1991 г. по 2000 г. Однако в условиях, когда была поставлена задача ликвидации диспропорций в социально экономической системе, возникших в период изменения общественно-политического строя в стране, она была заменено другой, позволившей жестко централизовать все финансовые ресурсы. Эта система существует до сих пор, хотя необходимость в жесткой централизации практически отпала, е результаты функционирования этой системы в части, касающейся дорожного хозяйства, не выглядят удовлетворительными (см. выше). Поэтому имеет смысл вернуться к вопросу создания внебюджетного дорожного фонда, учтя, конечно, ошибки, которые были допущены при разработке первого закона «0 дорожных фондах в Российской Федерации-» в 1991 г.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|