В условия глобализации влияние инфраструктуры и логистики на развитие экономики любой страны становится все более существенным. Сознавая это, российские власти при поддержке бизнеса начали дорогостоящую реконструкцию пришедшей в упадок советской инфраструктуры. Правительством уже одобрены проекты на сумму $7,1 млрд. Деньги предполагается выделить из Инвестфонда, сфокусированного конкретно на вложениях в инфраструктуру. Кроме того, из федерального бюджета на строительство дорог в 2008-2009 гг. направляется $20 млрд.
В последние годы основным инструментом реализации государственной политики в сфере транспорта была федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 гг., которая в целом выполнила свою функцию и должна быть завершена в 2010 г. Изменившиеся социально-экономические условия развития страны предопределили необходимость разработки новой редакции федеральной целевой программы с изменением сроков ее действия и наименования - "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг." Обе программы призваны обеспечить согласованное развитие объектов транспортной инфраструктуры, улучшение технических и экономических параметров транспортной системы России. Новая программа включает 6 подпрограмм: подпрограмму развития экспорта транспортных услуг (сюда входит развитие транспортных узлов - т.н. "хабов" и коридоров) и 5 подпрограмм по видам транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный). Целей программы также 5: развитие транспортной инфраструктуры, повышение доступности транспортных услуг, повышение конкурентоспособности российской транспортной системы и реализация ее транзитного потенциала, повышение комплексной безопасности и улучшение инвестиционного климата. При ее реализации предполагается сделать упор на развитие логистики, дистрибуции, контейнеризации и мультимодальности (сосредоточении в переделах одной территории нескольких видов транспорта). Реализовывать программу планируется, в т.ч. и через механизмы концессии и государственно-частных предприятий (ГЧП). Однако для реализации поставленных целей необходимо менять "Положение об инвестфонде" и вносить изменения в закон о концессиях (сейчас они находятся на рассмотрении в Государственной Думе) и разработать закон о ГЧП, которого пока в России не существует. Программой прогнозируется приобретение российскими компаниями 688 самолетов и заказ около 100 судов внутреннего водного транспорта для перевозки 25 млн пассажиров, а также 12000 новых вагонов, введение в эксплуатацию 112 посадочных полос и создание 29 узловых аэропортов (хабов). Не скупится и бизнес. По оценке Института региональной политики <http://regionalistica.ru/>, общий объем заявленных инвестиций в транспортную систему превышает $88,4 млрд. Для реализации столь амбициозных целей необходимо преодолеть такие недостатки, как излишняя централизация рынка (почти половина грузопотока страны приходится на Москву, МО и Санкт-Петербург), инфраструктурное отставание регионов (недостаток помещений класса "А", отсутствие сложных логистических услуг, таких как обработка, упаковка, деление упаковки), слабое использование громадного транзитного потенциала страны (причины: техническая отсталость и несовершенство законодательства), экспортно-импортный дисбаланс. В России существует дефицит мультимодальных терминальных центров, потребность в которых растет на 8-10% в год. В стране нет органа, который занимался бы развитием логистики. А ведь чем оптимальнее движутся грузы в России, тем конкурентоспособнее будут российские товары и экономика страны в целом.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|