Автоперевозки: грузовые перевозки, контейнерные перевозки
Потенциал инвестирования в различные сектора транспорта различен в связи с тем, что доходность железных, автомобильных дорог и т.д. отличается. В России автомобильные дороги финансируются из федеральных и региональных бюджетов, а железные дороги - из внебюджетных средств. Высокие действующие тарифы на железнодорожном транспорте не позволяют ему конкурировать ни с морским транспортом, ни с грузовыми автомобилями. При этом автомобилями можно доставлять грузы непосредственно заказчику, маршруты и график поставок могут быть гибкими. Это серьезные преимущества по сравнению с железнодорожным транспортом, и поэтому доля автомобильных перевозок в развитых экономиках стабильно растет. Не является исключением и Россия. В 2007 г. импорт товаров в Россию ж/д транспортом вырос на 33% (т.е практически на 1/3), а автомобильным - в 4 раза. Неудивительно, что рынок автоперевозок так привлекателен для бизнеса. По данным Минтранса РФ <http://www.mintrans.ru/>, в 2008 г. доля частных инвесторов в области перевозок автотранспортом составила 30-35%, в то время как 5 лет назад не превышала и 5%. По оценке СААП <http://www.saac.ru/>, в России в 2008 г. работало свыше 850 000 субъектов деятельности, занимающихся грузовыми автоперевозками, из них перевозчиков крупногабаритных и тяжеловесных грузов - порядка 100 000, которые зарегистрированы как юрлица или как ИП. В 2007 г. автомобильным транспортом в России было перевезено более 1,6 млрд т грузов. При этом на специализированные автотранспортные предприятия пришлась лишь треть - около 520 млн т. Остальные грузы перевезли малые предприятия, индивидуальные предприниматели и неспециализированные компании. При этом даже лидеры отрасли не кредитуются в банках, страхование грузов осуществляется по примитивным схемам без участия страховых компаний, а единственный метод конкуренции - это демпинг. Годовой доход всех автотранспортных компаний в России в 2007 г. составлял $3-3,5 млрд. Для сравнения, в Канаде в 2007 г. он был в 14-16 раз больше - $48 млрд.
Структура автотранспортных перевозок в России также постепенно меняется. Клиенты транспортных компаний пытаются уменьшить издержки за счет логистики: сокращения складских запасов и внедрения систем поставок "точно в срок". Это значит, что транспортники чаще вынуждены отправлять груз каждому клиенту не целыми грузовиками, а небольшими партиями, используя такой новый для России вид экспедиторского бизнеса, как сборные перевозки, когда в одной фуре или контейнере одновременно едут грузы нескольких отправителей. В России такими перевозками занимаются мелкие компании, а то и просто частные лица. Сборные перевозки более дороги: нужна разветвленная сеть терминалов, своего рода хабов, в которых небольшие грузы сортируются по направлениям, приходится содержать большой парк собственных грузовиков, которые курсируют между терминалами и доставляют грузы оттуда клиентам.
Основная проблема грузовых автоперевозок - многодневные очереди на пограничных пунктах. Грузопоток через российские пограничные пункты растет, особенно это касается северо-западного направления - границ с Финляндией, Эстонией, Латвией. Так, по данным Минтранса, рост числа грузовиков, въехавших в Россию в 2006 - 2007 гг. через наиболее популярный погранпереход между Россией и Финляндией Торфяновка (Ленобласть), составил около 150% по сравнению с 2000-2001 гг.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|