Реализация поставленных правительством РФ задач по ликвидации теневой экономики, возврата в страну вывезенных капиталов, принятие мер по обеспечению расширения налоговой базы за счет перекрытия каналов ухода от налогообложения позволит повысить эффективность работы контролирующих органов. Это требует тщательного согласования действий налоговых и правоохранительных органов страны, создания правовой базы межведомственной деятельности, в том числе издания совместных приказов, подписания межведомственных соглашений. Учитывая сравнительно небольшой период деятельности налоговой службы России, важно изучение опыта зарубежных стран и его применение с учетом особенностей развития экономики России.
Ликвидация административно- командных методов планирования и хозяйствования привела к тому, что предприятия стали самостоятельно определять все параметры своей деятельности. Это привело к тому, что они оказались практически беззащитными и перед контрагентами, и перед конкурентами, что создало условия для возникновения широких возможностей для вымогательства и замене внешних сделок внутренними. В сложившихся условиях ограничений на процессы вертикальной интеграции в большинстве отраслей единственной возможностью для выживания предприятий оставалось формирование новых объединений, внутри которых межфирменная координация выходила за рамки рыночных контрактов. Такая форма организации производственно-хозяйственной деятельности фирм не предполагает полную консолидацию, а приводит к возникновению разных способов ухода от налогообложения путем использования бартерных расчетов и т.д.
Такие формы интеграции классифицируются как гибридные, особое место среди которых занимают холдинги, официально зарегистрированные финансово - промышленные группы, группы фирм, объединенные использованием натуральных расчетов.
К важнейшим специфическим особенностям, имеющим важные последствия для российской экономики и для организации эффективной системы налогового контроля, относятся:
наличие сложной системы имущественных взаимоотношений, позволяющей обойти ряд законодательных ограничений и устанавливать непрозрачность формальных отношений;
достижение равновесия путем обеспечения эффективности контроля над производством и распределением прибыли достигаемого воздействием собственников, менеджментом предприятия и исполнительной властью;
передача функций управления предприятием специально созданному юридическому лицу, не обладающему значимыми активами, при одновременном прекращении функций управления материнской компанией;
использование активов предприятий для финансирования строительства новых компаний и перевод во вновь созданную компанию путем банкротства первоначально действующих предприятий;
активное использование системы неплатежей в отношениях материнской и дочерней компаний;
В условиях республики эти гибридные формы организации производственной деятельности предприятий имеют вдобавок и национально-клановую окраску с заранее заданными параметрами доступа к ресурсам и финансовым потоками. Такая практика приводит к возрастающей зависимости от трансфертов бюджета и контролируемому росту налогооблагаемой базы и подавлению инициативы налоговых органов в повышении эффективности контрольной деятельности.
По мнению представителей налоговых органов Дании, цель налогового контроля должна заключаться «исключительно в раскрытии правонарушения и определении его последствий». По их мнению, налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства должен базироваться на соблюдении принципа обеспечения наличия данных и сведений такого характера и охвата, чтобы, анализируя данные собственной информационной системы, налоговики могли выявить тех налогоплательщиков, чьи сведения недостоверны, а налоговые расчеты не соответствуют расчетам налоговых органов, отличаются от установленных норм или среднеотраслевых значений.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|