В инвестиционно-строительных холдингах формально моментом признания дохода по объекту можно считать дату подписания акта сдачи-приемки объекта, реализации инвестиционного контракта. Получается, что доход у проектной компании, в отличие от процессной, может возникать не каждый год. Если у компании несколько крупных объектов, то БДиР, составляемый по компании в целом может быть не очень информативен с точки зрения анализа эффективности работы. Ведь в этом случае в большинстве месяцев в БДиР будут отражаться только общефирменные расходы, и только в некоторые будут резкие всплески прибыли. Такие скачки будут наблюдаться именно в те месяцы, в которые будут признаны доходы от построенных объектов.
В такой ситуации бюджеты проектов становятся для компании особенно важными, поскольку только с их помощью можно будет реально управлять активностью текущей деятельности. Хотя некоторые компании используют следующий подход для решения рассматриваемой методической проблемы связанной с учетом доходов по объектам. Весь проект разбивается на этапы. В рамках каждого этапа есть свои мероприятия и затраты. В управленческом учете компания отражает поэтапную сдачу объекта. Естественно, что во внешней отчетности (бухгалтерской и налоговой) доход по-прежнему может признаваться только в момент подписания акта приемки. Но во внутреннем (управленческом) учете компании никто не мешает использовать свою управленческую учетную политику.
В общем, есть определенные сложности использования сводного БДиР для управления инвестиционно-строительной компанией. Но в любом случае для эффективного управления строительной организацией необходимо наладить четкое планирование и учет в разрезе каждого проекта. Контроль затрат желательно вести не только в целом по проекту, но и по каждому мероприятию. Правда, для этого придется усложнить управленческий учет, добавив несколько дополнительных аналитик. В таком случае, действительно, можно будет добиться управляемости строительным объектом, то есть свести план-фактные отклонения к минимуму.
Результаты анализа проблем бюджетирования в холдинге обобщены в форме таблицы представленной ниже (табл. 10, с. 56):
Таблица 10
Анализ проблем бюджетирования в ГК ИНВЕСТ-девелопмент
Проблема |
Контроль наличия(-)/ отсутствия(+) |
1. Проблемы бюджетирования как инструмента управления |
- |
2. Проблемы регламентации бюджетирования |
- |
3. Проблемы финансового моделирования системы бюджетирования |
+/- |
Интегрированная финансовая модель |
- |
Описание управленческой учетной политики |
+ |
Классификация затрат |
+ |
Методика планирования и учета |
+ |
Искажение информации в бюджетах |
+ |
Финансовая модель автоматизирована |
- |
4. Проблемы финансовой структуризации компании |
+/- |
Бюджетирование не связано с системой мотивации |
+ |
Нет описания финансовой ответственности за исполнение бюджетов |
+ |
Нет описания схем мотивации ЦФО |
- |
5. Проблемы организации участников бюдж. процесса |
+/- |
продолжение таблицы 10 |
Финансовый отдел выполняет свои функции должным образом |
+ |
Подразделения фактически не являются участниками процесса бюджетирования |
- |
Нет бюджетного комитета |
+ |
При внедрении бюджетирования не используется комплексный подход |
+ |
6. Проблемы постановки бюджетирования |
+/- |
Работа по постановке бюджетирования не мотивируется |
+ |
Работы выполняются в рамках текущей деятельности (по остаточному принципу) |
+ |
Низкий приоритет решения задачи по постановке бюджетирования |
- |
|