Главными целями надзора за деятельностью банков являются сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всеми банками и принятия современных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.
Ранняя диагностика на основе обобщенных данных позволяет разработать прогнозы развития банковской системы и выработать рекомендации по созданию условий для исправления ситуации.
Такой надзор в РФ ведется лишь на общегосударственном уровне. Однако он не эффективен без осуществления аналогичного надзора на всех региональных денежно-кредитных рынках
В определяющей степени стабильность положения банков зависит от каждого банка в отдельности. Системный подход к надзору обуславливает регламентацию деятельности банка, начиная с его регистрации до возможной ликвидации.
15. Денежно-кредитное регулирование: инструменты и методы
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному Банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Центральные Банки развитых стран располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика min резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок.
Выбор той или иной стратегии Центрального Банка зависит от ориентации экономики страны. При этом наблюдается следующая тенденция. Центральные Банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса.
Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, Федеральная Резервная Система США. В соответствии с выбранной стратегией Центральный Банк осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.
В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика).
Все инструменты регулирования можно охарактеризовать с помощью следующих критериев: традиционные или нетрадиционные; административные или экономические; общего действия или селективной (выборочной) направленности; прямого или косвенного воздействия; краткосрочные или долгосрочные.
Центральный Банк может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным Банком в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, лимитирование размеров комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание различных видов услуг, определение процентных ставок, видов обеспечения, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности. Административные методы занимают определенное место в практике ЦБ развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах.
К экономическим методам регулирования относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами (прежде всего, коммерческими банками), и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. Использование налоговых методов не является функцией Центрального Банка. Его прерогатива - нормативные и корректирующие методы.
|